Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) – это один из...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
16.08.2012

Что скрывается за неправильно оформленной выпиской ЕГРЮЛ

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) – это один из документов, который содержит полные сведения об организации. Без выписки нельзя выполнить такие процедуры, как открытие счета в банке, оформление документов у нотариуса и подтвердить полномочия директора. Государственная регистрация юридического лица признается при внесении налоговыми органами записи в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Для этого необходимо подать заявление в ИФНС, в котором подтверждается, что учредительные документы соответствуют требованиям закона, а предоставленные сведения в них достоверны. Кроме того, фирма, в соответствии со ст. 12 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ должна предоставить протокол или решение о создании юридического лица, документ об уплате государственной пошлины и устав. Проверка предоставленных документов ведётся тщательны образом, поэтому представление неверных сведений исключается. Но, в действительности, ни одна из организаций не может быть уверена в отсутствии ошибок. Сведения в ЕГРЮЛ вносятся вручную, а это не исключает появление ошибок в документе. К примеру, после подачи документов на государственную регистрацию, ООО «Предприятие» получило с учредительными документами выписку, в которую был занесен неправильный юридический адрес. В выписке ЕГРЮЛ, вместо номера дома 94а, был указан номер дома 940а, который никогда не существовал на данной улице. Такая ошибка могла бы сыграть роковую роль в жизни начинающего бизнесмена, так как по несуществующему адресу письмо бы не дошло. В данном случае неверные данные были обнаружены в короткие сроки при подаче документов на открытие расчетного счета. После обнаружения ошибки был подан запрос в налоговые органы об исправлении данных. Но ждать новую выписку пришлось 5 дней, в то время как сотрудники налоговых органов подняли заявление и убедились, что ошибка не была допущена заявителями.

Часто встречающиеся ошибки при заполнении документов - это неверно написанные фамилия, имена и отчества действующих лиц организации. Ошибка в написании отчества директора фирмы приводит к тому, что личность лица нельзя установить. Кроме того, директор не имеет права открыть счет в банке и полноценно осуществлять свои функции.

Для исправления недостоверных данных, указанных в выписке, требуется время. Срок исправления ошибки зависит от того, кто ее допустил. В случае, если ошибка была допущена регистрирующим налоговым органом, то нужно подать заявление, указав неточности и с просьбой исправить данные. Форма запроса – свободная. В течение 5 рабочих дней налоговые органы должны исправить неверно предоставленные данные, и затем организация может получить новую выписку с исправленной информацией. Но ожидание ответа на заявление может носить затяжной характер. Сотрудники ИФНС ссылаются на срок, установленный законом – он составляет 30 календарных дней. Максимальный срок – 60 дней, но данный срок распространяется лишь на отдельные случаи, согласно Приказу ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@. Поэтому нередки случаи, когда фирма может получить документацию спустя 2 месяца.

Часто организации допускают ошибки. Примером может служить следующая ситуация: у фирмы, которая внесла в учредительные документы изменения в связи с изменением юридического адреса, директора и состава учредителей. В протоколе собрания была совершена ошибка, в ходе которой неправильно был указан директор фирмы. В процессе рассмотрения представленных документов и основываясь на положениях протокола и сведениях о директоре фирмы, налоговая инспекция зарегистрировала изменения, которые были представлены по форме 13001, то есть смену юридического лица. Затем налоговые органы заверяют документацию своей печатью в новой редакции, в которой указаны сведения о юридическом адресе и состав новых участников. Но второе заявление по форме 14001 не было принято вследствие несовпадения данных приложений с заявлением директора и данными протокола собрания и сведения ЕГРЮЛ. Следовательно, в выписке не был отражен новый состав участников и новый директор.

Необходимо отметить, что при несовпадении сведений государственного реестра регистрационным документам, данные ЕГРЮЛ признаются достоверными до момента внесения в них изменений. В данной ситуации юридическое лицо обязано подготовить пакет документов, которые подтверждали бы изменения в составе участников. Только после этого налоговики могут выдать выписку из ЕГРЮЛ, в которой указаны изменения.

В случае если компания выполнила все обязательства со своей стороны, а выписка с правильными данными не была получено, то единственный выход из данной ситуации – это обращение в суд. Однако при этом стоит учитывать, что, не зависимо от степени виновности каждой из сторон, за ошибку ЕГРЮЛ придется нести ответственность, не зависимо от того, какая из сторон является виноватой. Наказание предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. При предоставлении неточных данных компанией, то ответственность возлагается на руководителя. Налоговые органы имеют право взыскать штраф в размере 5 000 рублей или лишить права занимать руководящую должность в течение трех лет, в соответствии с п. п. 3, 4 ст. 14.25 КоАП.

В том случае, если ошибка в выписке была обнаружена спустя время, и вследствие этого фирма понесла убытки, то она может обратиться в арбитражный суд с требованием возмещения ущерба, который был причинен компании действиями налоговых органов. Кроме того, можно написать заявление в прокуратуру с просьбой разобраться в данной ситуации и привлечь виновных к административной ответственности. В данном случае сотрудники налоговой службы могут понести наказание в виде штрафа в размере от 1 000 до 2 000 рублей, в соответствии с п.1 ст.14.25 КоАП. Если на суде выяснится, что действия инспектора препятствовали предпринимательской деятельности, в частности, отказ исправить данные в ЕГРЮЛ, то они могут выплатить штраф в размере 200 000 рублей, согласно ст.169 УК РФ.

Итак, чтобы выписка из ЕГРЮЛ не смогла разрушить Ваш бизнес, необходимо быть более внимательным к документам, которые Вы подаете в налоговую инспекцию и те, что Вы получаете из нее.  

Птичкина Екатерина Михайловна



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее