Законодательство РФ о налогах и сборах рекомендует налогоплательщикам проявлять осмотрительность

Россия [изменить]
Русский [изменить]

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

27.08.2012

Способы проверки контрагентов

Законодательство РФ о налогах и сборах рекомендует налогоплательщикам проявлять осмотрительность, выбирая контрагента и заключая с ним какой-либо договор. Все эти действия, прежде всего, направлены на минимизацию финансовых рисков, а также во избежание возникновения в дальнейшем так называемой необоснованной налоговой выгоды.

Для получения полной картины о хозяйственной деятельности субъекта рекомендуется предпринимать определенный круг мер, направленных на выявление недобросовестных контрагентов. В этой связи хотелось бы обратить внимание на существующие способы проверки их добросовестности.

Выписка из ЕГРЮЛ придет на помощь

Основную информацию о юридическом лице можно получить из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Выписка из ЕГРЮЛ содержит основные сведения о компании, такие как:

  • дата государственной регистрации фирмы;
  • данные о внесении изменений в устав фирмы и ЕГРЮЛ;
  • лицензии, полученные организацией;
  • информация о филиалах и представительствах организации;
  • данные о начале процесса ликвидации;
  • данные о прекращении деятельности юридических лиц в связи с реорганизацией и т.д.

Выписку из ЕГРЮЛ на юридическое лицо, а также регистрационное дело можно заказать в УФНС РФ по месту регистрации фирмы или же дистанционно, воспользовавшись одним из наших online сервисов.

Проверка директора на дисквалификацию

Особое внимание следует уделять информации о руководителях компаний-контрагентов, так как существует вероятность указания в уставе так называемого «массового» или номинального директора. Присутствие на руководящей должности подобного лица является важным признаком фирмы-однодневки. Поэтому, проверяя контрагента, важно также получить информацию из реестра дисквалифицированных лиц на руководителя организации. 

Под дисквалификацией понимается принудительное лишение физического лица права занимать должность на госслужбе, в исполнительном органе управления юридического лица (как коллегиальном, так и в единоличном), входить в совет директоров (в наблюдательный совет), осуществлять деятельность в качестве ИП по управлению юридическим лицом. Следовательно, управлять организацией данный круг лиц не имеет права. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой, любое заинтересованное лицо вправе получить данную информацию на основании соответствующего запроса.

Проверить учредителя

На сегодняшний день, существует возможность проведения проверки участия физического лица (по имеющимся данным) в деятельности юридических лиц Российской Федерации в качестве учредителя или директора.

Проверить деятельность компании-контрагента

Описанных выше данных бывает недостаточно для того, чтобы сформировалась полное представление о порядочности контрагента. Поэтому перед заключением особо крупной сделки недостаточно получить информацию о текущем состоянии дел компании. Важно найти информацию подтверждающую стабильность организации, о том, что контрагент не скрывается от налоговой инспекции и партнёров. На данный тип недобросовестности может указывать:

  • частая смена юридического адреса,
  • не стабильность налоговых выплат,
  • частая смена собственников и руководителей.

Существующая практика показывает, что налоговые органы зачастую отказывают в удовлетворении запросов о предоставлении сведений, касающихся деятельности фирмы-контрагента (о регулярности уплаты налогов, смене местонахождения, изменения состава участников и руководителя). Это обусловлено тем, что данная информация является налоговой тайной, которая, как известно, не подлежит разглашению.

Высший арбитражный суд (в определении от 01.12.2010 №ВАС-16124/10) признал правомерными выводы других судов о том, что сведения об исполнении налогоплательщиком своих налоговых обязательств не могут являться налоговой тайной. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации неправомерен, поскольку он обусловлен необходимостью проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Другие способы

Помимо этого сбор открытой информации о контрагенте, может совершаться также с помощью телефонных справочников, полученных рекламных материалов, из отзывов контрагентов, публикаций в прессе, сообщений на официальных сайтах о нарушителях действующего законодательства.

Для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России также размещаются сведения об адресах массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок.


Подводя итог всему выше сказанному, отмечу, что в условиях динамично развивающихся деловых отношений, проверка контрагентов приобретает особую актуальность, являясь важнейшим элементом обеспечения комплексной безопасности компании, а также неотъемлемой частью процесса грамотного ведения бизнеса.  

Азизова Элина Ринатовна

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее