С 1 января 2008 г. новые правила защиты фирменного наименования...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
16.10.2007

Как назвать, чтоб не прогадать

С 1 января 2008 г. вступают в силу новые правила защиты фирменного наименования. Как "корабль" назовешь, так он и "поплывет". Многие помнят, как доказал это правило капитан Врунгель. Конечно, сказка ложь, но в ней намек... И каждый, кто собирается организовать свое дело, должен внимательно отнестись к выбору имени своего детища и учесть все правила.

В данной статье мы попытаемся ответить на важный вопрос: как назвать фирму.

Размышляя над тем, как назвать ООО, ЗАО и т.п., помните, что фирменное наименование должно состоять из двух частей:
1) указания на организационно-правовую форму организации (ООО, ЗАО и т.д);
2) собственно наименования.
Обращаем ваше внимание на то, что в отношении второй части фирменного наименования теперь предусмотрено существенное ограничение: оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). То есть, к примеру, ООО "Юридическая Консультация" с 2008 г. налоговый орган зарегистрирует, но охраняться такое наименование не будет. Использование аббревиатур, обозначающих организационно-правовые формы юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства (Ltd, GmbH и т.д.) , возможно только в произвольной части фирменного наименования.

Для фирменных наименований Гражданский кодекс РФ предусмотрел, помимо перечисленных, еще целый ряд ограничений. Поэтому, придумывая название фирмы, учитывайте п. 4 ст. 1473 ГК РФ, согласно которому в фирменное наименование не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. (В литературе отмечают случаи регистрации частного охранного предприятия "МВД", аудиторской компании "ФНС в кармане" и т.п. - неудачные примеры названия фирмы)
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Исключение из этого правила составляют только государственные унитарные предприятия: в их наименованиях может содержаться указание на принадлежность такого предприятия Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации.

Но главной новеллой ГК РФ остается вновь установленный порядок осуществления исключительного права на фирменное наименование. Исключительное право ограничивается только двумя правомочиями: - правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ); - правом пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ). Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает, что продать, уступить, подарить его нельзя. Ведь это обязательный атрибут юридического лица, коммерческой организации без фирменного наименования быть не может.

В связи с этой нормой были внесены изменения в регулирование договоров коммерческой концессии и продажи предприятия (фирменное наименование теперь не входит в имущественный комплекс) (ч. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ, п. 11 ст. 17 Вводного закона). То есть фирменное наименование само по себе больше не признается имуществом, имеющим какую-либо стоимостную оценку: оно может оцениваться только в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания).

Данную новеллу следует отнести к особенностям национального законодательства РФ об интеллектуальной собственности, так как международное право разрешает отчуждение права на фирменное наименование (п. 1 ст. 9 Парижской конвенции). Предоставить же право использования фирменного наименования можно, например, в составе принадлежащего предпринимателю коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания (ст. 1476 ГК РФ).

Новые правила ГК РФ существенно расширили возможности охраны прав на фирменное наименование. Во-первых, все организации, чьи наименования (согласно ЕГРЮЛ) не соответствуют Гражданскому кодексу, обязаны будут с 2008 г. при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с законом. Это прямо указано в ст. 14 Вводного закона. Впрочем, у налогового органа имеется и другой механизм воздействия. Так, налоговый орган согласно п. 5 ст. 1473 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском к такой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия. Но не во всех случаях, а только: а) при нарушении правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований (п. 3 ст. 1473 ГК РФ); б) при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ.

Во-вторых, любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). При этом правообладатель также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков. Но это право возникает у правообладателя только в том случае, если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).
В прежней редакции ГК РФ, равно как и в Законе о товарных знаках, ситуация, когда фирменное наименование было зарегистрировано позднее, чем товарный знак с использованием аналогичного наименования у другого правообладателя, законом не рассматривалась. Это порождало споры между заинтересованными лицами.

Однако теперь в п. 6 ст. 1253 ГК РФ содержится общая норма, призванная разрешить данную ситуацию. Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п. 6 ст. 1253 ГК РФ).
Таким образом, владелец фирменного наименования, обладающего более ранним приоритетом, в случае обнаружения сходных обозначений вправе требовать:
- в отношении товарного знака (знака обслуживания) с более поздним приоритетом - признания его регистрации недействительной;
- в отношении другого фирменного наименования или коммерческого обозначения - полного или частичного запрета на их использование.

Итак, решая вопросы "Как назвать фирму?", "Как назвать ООО?", "Как назвать ЗАО?" не достаточно подобрать простое и звучное наименование, нужно учесть целый ряд нюансов законодательства.  В общем специалисты признают, что с введением в действие части четвертой ГК использование фирменного наименования в качестве средства индивидуализации становится более эффективным и надежным. Оправдаются ли ожидания экспертов - покажет практика.



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее