Часть 1. Основные положения.

Россия [изменить]
Русский [изменить]

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

28.11.2011

Особенности правовой охраны коллективного знака

Коллективный знак – особая категория товарного знака, предназначенная для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в объединение лицам (юридическими или физическими в качестве индивидуальных предпринимателей). При этом товары, охраняемые коллективным знаком обладают едиными характеристиками качества или иными общими характеристиками (п 1. ст.1510 Гражданского кодекса РФ).

Норма о коллективном знаке введена в российское законодательство в соответствии со ст. 7.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Согласно положениям данной нормы страны-участницы Союза по охране промышленной собственности обязаны регистрировать и защищать коллективные знаки, принадлежащие коллективам, существование которых не противоречит закону страны происхождения, даже если эти коллективы не являются владельцами предприятий-производителей.

В отличие от «обычного» товарного знака, коллективный товарный знак не может быть отчужден, не может являться предметом лицензионного договора (п.2 ст.1510 ГК РФ). Для использования коллективного знака новой организации потребуется вступить в объединение, а также «перерегистрировать устав» коллективного знака в Роспатенте.

Закон не называет конкретные организационно-правовые формы объединений лиц, которые вправе зарегистрировать коллективный знак. Тем не менее, в правоприменительной практике наряду с ассоциациями и союзами юридических лиц, способными обладать коллективными знаками, признаются и торгово-промышленные палаты, а также некоммерческие партнерства.

Интересно, что лицо, входящее в объединение, имеет право использования наряду с коллективным знаком собственно товарного знака.

В отличие от правоприменения за рубежом в Российской Федерации число зарегистрированных коллективных знаков не велико. Общеизвестным и, одним из немногих примером коллективного знака может служить обозначение «Прима», которым маркируют сигареты. Коллективный знак принадлежит ассоциации «Табакпром», более 20 компаний которого на сегодняшний день могут использовать данное обозначение.

О «непопулярности» коллективного знака свидетельствует и тот факт, что в списке Информационных ресурсов Федерального института промышленной собственности (ФИПС), содержащих реестры объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных на территории России, коллективные знаки не выделены в специальный раздел, в отличие, например от наименований места происхождения товаров (НМПТ), содержащего всего 149 пунктов.

Начало статьи. Продолжение читайте здесь.

Зарипова Екатерина Фаилевна

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее