В начале 2011 года вступил в силу Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Россия [изменить]
Русский [изменить]

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

25.07.2011

Регистрация микрофинансовой организации – так ли это просто?

В начале 2011 года, а именно 4 января вступил в силу Федеральный Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее по тексту – ФЗ, Закон), регулирующий деятельность и создание организаций, занимающихся микрофинансовой деятельностью.

По данному Закону, организация может осуществлять микрофинансовую деятельность, если имеет соответствующий статус. Таким образом, возникают вопросы как данный статус получить, как происходит процесс регистрации такой фирмы, так ли это просто?

Давайте, разберемся.

Всю процедуру регистрации микрофинансовой организации можно разделить на два этапа.

Во-первых, необходимо создать юридическое лицо. Причем, организационно-правовые формы строго определены Законом. Это может быть фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение, некоммерческое партнерство, хозяйственное общество (ООО, ЗАО, ОАО) или товарищество. Как видим, микрофинансовая организация может быть зарегистрирована и как коммерческая компания, и как некоммерческая организация. Определенных предписаний в Законодательстве нет. Однако целью деятельности некоммерческих организаций не может являться извлечение прибыли, соответственно микрофинансовая деятельность должна осуществляться в каких-то иных целях, отличных от получения прибыли. Схожее положении предусмотрено и в ФЗ, где указывается, что доходы от микрофинансовой деятельности, помимо ее осуществления и обеспечения, должны направляться на культурные, благотворительные, научные и иные цели.

Также при выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать сроки регистрации, что порой является существенным фактором. Для коммерческих организаций, таких как ООО, ЗАО, ОАО и хозяйственных товариществ срок регистрации составляет пять рабочих дней. Для регистрации же некоммерческих организаций сроки установлены более длительные. Это четырнадцать рабочих дней в Министерстве Юстиции и пять рабочих дней в налоговом органе. К тому же, самой главной отличительной чертой регистрации коммерческих организаций от некоммерческих является проведение экспертизы Устава, что нередко затягивает сроки регистрации.

Стоит отметить, что Законом предусмотрена возможность использования юридическими лицами, получившими статус микрофинансовых организаций в наименовании словосочетание «микрофинансовая организация». В то время как использование данного словосочетания в названии другими юридическими лицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность строго запрещено.

Второй этап - получение для созданной организации статуса микрофинансовой организации. Юридическое лицо приобретает данный статус с момента внесения в реестр микрофинансовых организаций соответствующей записи. Ведение реестра микрофинансовых организаций возложено указанным выше Законом на Министерство Финансов РФ, оно же регулирует деятельность данных организаций, присваивает им статус микрофинансовой организации.

Для получения статуса микрофинансовой организации нужно собрать пакет документов, предусмотренный Законом:

1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, в установленной форме;

2) копия свидетельства о государственной регистрации (ОГРН);

3) копия свидетельства о постановке на учет по месту нахождения юридического лица (ИНН);

3) копия устава юридического лица;

4) копия решения о создании юридического лица;

5) копии решений или приказов о назначении/избрании органов управления юридического лица;

6) сведения об учредителях юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;

7) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

Если же учредителем компании, получающей статус микрофинансовой организации, является иностранное юридическое лицо, то необходимо предоставить выписку из государственного или торгового реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя.

Сроки внесения сведений в реестр также установлены новым Законом. Это четырнадцать рабочих дней с момента подачи документов. Уполномоченный орган по истечении указанного срока выдает свидетельство о включении организации в реестр микрофинансовых организаций либо решение об отказе. Основаниями для отказа могут послужить:

  • несоответствие документов требованиям Закона и другим нормативно-правовым актам;
  • предоставление неполного комплекта документов, указанных в ФЗ;
  • предоставление недостоверных сведений в документах.

Стоит отметить, что в Законе прямо прописано, что решение об отказе должно содержать мотивированное обоснование вынесенного отказа с указанием всех причин, послуживших для принятия такого решения.

Таким образом, на первый взгляд, регистрация и последующее получения статуса микрофинансовой организации кажется достаточно простой. Однако проведение всей процедуры проходит в двух населенных пунктах: по месту регистрации организации и в Москве, где находится Министерство Финансов, поскольку структурные территориальные подразделения, которые ведут данный реестр на местах, отсутствуют. Это создает дополнительные трудности для жителей других регионов, так как выезд в столицу нашей Родины не всегда бывает удобен и является для жителей отдаленных регионов Российской Федерации, не очень дешевым.

К тому же, сама процедура включения в реестр, содержит в себе множество «подводных камней», в которых без помощи специалиста порой бывает сложно разобраться.

Галеева Татьяна Альбертовна  

Теги: МФО, МФО

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее