8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Как защитить нерегистрируемые активы: доменное имя, коммерческая тайна, фирменный стиль.

15.02.2012

Как это не странно, все перечисленные активы (доменное имя, коммерческая тайна, фирменный стиль), в действительности могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков (доменные имена, фирменные лозунги) или запатентованы (как например, фирменный устав "Экспресс регистрации" в качестве промышленного образца).

Коммерческая тайна весьма размытое понятие, но даже оно, при ряде допущений может быть признано охраноспособным, как, например, в случае ноу-хау, которое после внесения некоторых изменений приобретает форму запатентованной полезной модели или промышленного образца.

Что же касается нерегистрируемого периода жизни данных активов, то законодательство предполагает возможность их защиты несколькими способами.

Наиболее динамично развивающийся рынок доменных имен ввел в свет понятие доменных войн, развивающихся по самостоятельным сценариям, поэтому предложить унифицированную модель поведения в этом случае достаточно проблематично, но выработать некоторые рекомендации всё же возможно.

Среди способов защиты доменного имени можно выделить следующее. Использование в доменном имени фирменного наименования или коммерческого обозначения. В этом случае имя будет охраняться как носитель объекта интеллектуальных прав, в объеме соответствующем средству индивидуализации.

Второй способ, который подсказал Высший арбитражный суд – это регистрация сайта в качестве СМИ. Президиум ВАС рассмотрев частный случай запрета обладателем товарного знака использования в качестве СМИ, выработал позицию, согласно которой СМИ зарегистрированное ранее, чем ТЗ имеет право продолжать свою деятельность и после регистрации ТЗ без расширения прав, выявив ещё одно слабое место в защите товарного знака. В случае регистрации сайта в качестве СМИ, данные правила будут применяться и к сетевому изданию и его доменному имени.

Коммерческая тайна в зависимости от формы её содержания, может охраняться на договорных началах. Внутрикорпоративная охрана определяется рядом локальных нормативных актов и трудовыми договорами с сотрудниками. В действиях с контрагентами необходимо прописывать оговорку о конфиденциальной информации в договор или регулировать это отдельным соглашением.

Применительно к интеллектуальным правам, коммерческая тайна может охраняться в качестве секрета производства (ноу-хау), который в основном используется как переходная форма от нерегистрируемого объекта к патенту.

Фирменный стиль, дизайн интернет-сайта, хоть и со сложностями, но всё же возможно защитить от копирования и плагиата. Сложность заключается в том, что стремление субъектов к творчеству, созданию и улучшению не может быть ограничено законом, что неминуемо приведет торможению развития и прогресса. Законодательство исходит из допустимости строго ограниченных легальных монополий на результаты интеллектуальной деятельности, коими, например, являются патенты.

Для возможности распространения охраны стилю и дизайну необходимо установление факта точного копирования или высокой степени смешения.

Произведения искусства, к каким можно отнести дизайнерские наработки, не подлежат обязательной регистрации или прохождения формальных процедур, и могут быть защищены авторским правом, возникновение которого подтверждается фактом создания (авторским договором или трудовым договором), актом приема-передачи, дальнейшим введением в оборот или иным использованием (например, публикацией или размещением на сайте).

Дополнительный объем прав и стоимостную оценку дизайнерским решениям придает патент, называемый промышленным образцом. В этом случае государство подтверждает уникальность и новизну разработок. При этом расширяется формат использования данного патента (залог, внесения в уставный капитал и т.п.).

Таким образом, дизайнерская разработка может быть трансформирована в полноценный, имеющий стоимостное выражение и защиту актив.

Смирнов Александр Андреевич

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций