С 1 января 2007 года учетная политика стала обязательным документом для всех организаций

Россия [изменить]
Русский [изменить]
18.11.2008

Учетная политика предприятия: что, где, когда?

Что же такое учетная политика предприятия и для чего она нужна? Именно этому вопросу и будет посвящена наша статья.

По определению Налогового Кодекса Российской Федерации «учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика». Это значит, что Налоговый Кодекс Российской Федерации предполагает разные способы и методы ведения бухгалтерии и сдачи отчетности. Учетная политика предлагает определить бухгалтеру, какими именно способами он будет руководствоваться в своей деятельности.

Учетная политика организации – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Своего рода это основа, на которой формируется бухгалтерия организации.

Ранее формирование организацией учетной политики было делом добровольным. С 1 января 2007 года учетная политика является обязательным документом во всех организациях, независимо от применяемого ими режима налогообложения. На сегодняшний день, отсутствие учетной политики у организации может иметь неприятные для нее последствия. Так в случае, если налоговое законодательство содержит несколько способов учета в конкретной ситуации, и налогоплательщик не закрепил один из них в учетной политике, налоговый орган может выбрать наиболее выгодный для себя способ подсчета.

В соответствии с Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 106н от 06 октября 2008 года учетная политика организации формируется главным бухгалтером, либо лицом, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерии. В учетной политике организации утверждаются следующие положения:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимы для ведения бухгалтерского учета;

2. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3. Порядок проведения инвентаризации актов и обязательств организации;

4. Способы оценки активов и обязательств;

5. Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6. Порядок контроля за хозяйственными операциями;

7. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика должна наиболее полно отображать способы ведения хозяйственной деятельности в организации. При формировании учетной политики организация по ведению бухгалтерского вопроса осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если в нормативных документах и действующем законодательстве не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация сама разрабатывает эти положения, чтобы при сдаче отчетности налоговые органы руководствовались этими разработанными правилами, отраженными в учетной политике.

Принятие учетной политики оформляется организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации и заверяется подписью лица, ответственного за ведение бухгалтерии.

Согласно пункту 3 Приказа Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» № 106н от 06 октября, способы ведения бухгалтерского учета, указанные в учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. Действие этих норм распространяются и на филиалы, и на обособленные подразделения, и на представительства организации. Вновь созданные организации, либо организации созданные путем реорганизации разрабатывают ученую политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. В этом случае принятая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации этого юридического лица.

Изменение учетной политики организации производятся в случаях:

1. Изменения законодательства РФ и (или) других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

2. Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, либо применение новых способов ведения бухгалтерского учета;

3. Существенных изменения условий хозяйственной деятельности.

Изменения учетной политики должны быть обоснованными и оформлены организационно-распорядительной документацией (приказа, распоряжения)!

В случае изменения учетной политики, организация должна:

- раскрыть причину изменения учетной политики;

- содержание изменения;

- порядок отражения последствий изменений учетной политики;

- сумма корректировок, связанных с изменениями учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;

- дату соответствующей корректировки.

По содержанию учетная политика должна как можно точно определять бухгалтерскую политику организации. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств. Например, существенным является способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.

К формированию учетной политики организации лучше подойти со всей ответственностью и доверить ее квалифицированным специалистам. Учетная политика, составленная квалифицированными аудиторами, будет максимально адаптирована под Ваш бизнес и позволит максимально защитить Вас при проведении проверок налоговыми органами.

Хуснутдинова Элина Альбертовна,

специалист отдела регистрации

Казанского юридического центра



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее