В настоящее время увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и часто можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Данное положение закона в принципе говорит, о том что образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.
При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:
1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение - образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Читая данную статью, можно сделать вывод о том, что законодатель объединяет все организационно-правовые формы, которые могут заниматься образовательной деятельностью в единое понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная особенность этого образовательного учреждения, это осуществление образовательного процесса. Понятие образовательного процесса законодатель при этом в законе четко не раскрывает, а делает ссылку на то, что это есть реализация одной или несколько образовательных программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает нам четкое понятие и различные виды образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
В целом, проблемы с образовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы встречаются очень редко, куда сложнее четко квалифицировать образовательные программы дополнительно профессионального образования.
В настоящее время, большое развитие получили различные курсы, индивидуальное профессиональное обучение. Яркий пример, обучение вождению автотранспортных средств. Сегодня, автошколы открываются в различных организационно-правовых формах, но чаще всего в коммерческих, что в целом вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в одной из статей этого закона не говорится об организационно-правовых формах коммерческих организации. При этом они прекрасно проходят государственную регистрацию в налоговых органах, получают образовательную лицензию в Министерстве образования Российской Федерации, а также в иных государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, что уже является нарушением и не соблюдением норм действующего законодательства.
Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22 августа 1996г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
В соответствии с данным Положение, не подлежит лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Все иные виды образовательной деятельности обязаны данную деятельность лицензировать, а именно:
а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба;
в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
В вышеуказанном примере, деятельность автошкол подпадает под лицензируемые виды деятельности и относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, но как они получают лицензию, регистрируя юридическое лицо в организационно- правовой форме одной из видов коммерческой организации до сих пор остается загадкой.
На сегодняшний момент возникает очень много вопросов у граждан и представителей юридических лиц, имеющих желание заниматься образовательной деятельностью и зарегистрировать образовательное учреждение. В этом году Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» снова ждут коренные изменения. Но надеемся, что с новыми изменениями решаться коллизии, которые возникают повседневно на сегодняшний день в действующем законодательстве при государственной регистрации образовательных учреждений и данная информация поможет вам лучше разобраться в выборе организационно-правовой формы образовательного учреждения.
Брендюрева Ульяна Александровна
Новости по теме:
26.01.2024 На что обратить внимание при регистрации юридического лица
07.10.2022 Публикация в Федресурсе при образовательной лицензии
28.09.2015 Особенности при получении разрешения из МЧС для осуществления образовательной деятельности
28.08.2014 Особенности лицензирования образовательной деятельности религиозных организаций
10.04.2009 Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Правительством РФ
Статьи по теме:
01.04.2019 Мифы о некоммерческих организация
13.01.2015 Как правильно выбрать наименование для предприятия
05.11.2012 О наименовании некоммерческих организаций
20.10.2012 Кто займется образовательной деятельностью
Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее