или в какой форме организовать бизнес на территории РФ. Представительства.

Россия [изменить]
Русский [изменить]
10.07.2012

Иностранные инвестиции в бизнесе (часть 3)

или в какой форме организовать бизнес на территории РФ. Представительства.

Общие положения

Как уже упоминалось в первой части статьи, третий вариант по созданию бизнеса на территории РФ – открытие представительства иностранной организации. Согласно статье 55 Гражданского Кодекса РФ представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Специальных норм, которые применяются исключительно к представительствам иностранных юридических лиц, законодательством РФ не предусмотрено. Таким образом, исходя из определения, которое дается в Гражданском Кодексе, правовой статус представительств юридических лиц более узок, нежели у филиалов. Представительства создаются лишь для представления и защиты интересов юридического лица. Договоры с контрагентами в таком случае заключаются с головной организацией посредством представительства.

К представительствам по аналогии применяются положения законодательства об аккредитации, установленные для филиалов. Представительство считается созданным со дня его аккредитации и включения его в Сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний.

Сама процедура аккредитации представительства аналогична также процедуре аккредитации филиала и является более сложной, чем процедура регистрации юридического лица.

Условно процедуру открытия представительства можно разделить на три этапа:

  1. Аккредитация представительства в Федеральном Бюджетном Учреждении Государственная Регистрационная палата при Министерстве юстиции;
  2. Постановка на налоговый учет по месту нахождения представительства;
  3. Постановка на учет во внебюджетных фондах по месту нахождения представительства.

Аккредитация представительства в Регпалате.

Перечень документов, которые нужны от иностранной организации, чтобы пройти процедуру аккредитации является весьма внушительным. Среди таких документов устав или заменяющий его учредительный договор головной организации; выписка из торгового реестра или иной документ, подтверждающий статус организации; рекомендательные письма из банков и от российских деловых партнеров. Учитывая требование о предоставлении писем от российских деловых партнеров, приходим к выводу, что иностранная организация уже должна иметь российских контрагентов, с которыми успешно сотрудничает.

Дополнительно требуется положение о представительстве согласно действующему законодательству. Обязательных положений, которые должны быть в нем зафиксированы, законом не установлено. Но обычно указываются наименование представительства и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение представительства и юридический адрес его головной организации, цели создания представительства, и т.д. В положение о представительстве дополнительно могут быть включены и другие сведения, отражающие специфику его деятельности, но не противоречащие действующему законодательству.

Помимо всего указанного, документы должны быть представлены в орган аккредитации в надлежащем виде. Их необходимо в обязательном порядке апостилировать в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года. Для документов из стран, не являющихся участницами Гаагской конвенции, предъявляется требования по легализации документов. Затем документы переводятся на русский язык, и подпись переводчика заверяется нотариально, либо лицом чье заверение документов может быть приравнено к нотариальному. Срок действия таких документов ограничен: не более одного года с момента их выдачи государственным органом, а для рекомендательного письма из банка не более шести месяцев с момента его получения.

Помимо большого пакета документов, который собирается на аккредитацию представительства, оплачивается так называемый аккредитационный сбор. На сегодняшний день его размер зависит от срока, на который представительству требуется аккредитация. Максимальный срок аккредитации представительства составляет 3 года.

Отказ по аккредитации представительства возможен, как и в случае с филиалом, по одному основанию: если проведенная процедура аккредитации будет угрожать обороне страны и безопасности государства, а также основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц. Таким образом, фактически оснований для отказа не предусмотрено.

Постановка на налоговый учет и внебюджетные фонды

Вторым этапом является постановка на налоговый учет уже аккредитованного представительства. В установленной законом форме в налоговый орган по месту нахождения представительства на территории РФ подается сообщение об аккредитованном представительстве иностранной компании, а также необходимый пакет документов. Срок подачи данного сообщения не должен превышать тридцати календарных дней с момента аккредитации. После получения соответствующего уведомления о постановке представительства на налоговый учет, можно вставать на учет в фондах и получать письмо статистики.

Процедура постановки на учет во внебюджетные фонды, на наш взгляд, исходя из практики, является самой трудоемкой, так как специалисты этих государственных органов порой запрашивают предоставление пакета документов на головную организацию, совершенно не задумываясь о том, а есть ли на территории иностранного государства соответствующий госорган, смогут ли там получить эти документы. В таких случаях без профессиональной юридической поддержки, задача которой отстоять Ваши интересы, просто не обойтись.

Одним из минусов организации бизнеса в форме представительства является ограниченный срок существования, на который представительство может быть создано.

Однако большим плюсом является последовательность и преемственность представительства иностранной организации, которая благоприятно сказывается на имидже организации. Среди таких характеристик можно выделить сохранение наименования головной организации в названии представительства, благополучная история компании, которая также всегда отражается на репутации представительства компании.

Также может отпугнуть большой пакет документов, который требуется предоставить для аккредитации представительства. Однако если обратится за помощью к специалистам, то всех проблем можно избежать. 

Галеева Татьяна Альбертовна



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее