В предыдущей статье, посвященной особым экономическим зонам (далее – ОЭЗ), мы подробно охарактеризовали понятие резидента ОЭЗ, процедуру регистрации организации и получения статуса резидента. Сегодня, мы рассмотрим более подробно правовое положение статуса резидента ОЭЗ, то есть раскроем следующие аспекты:
С момента внесения записи о регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в качестве резидента ОЭЗ в реестр резидентов, лицу присваивается статус резидента, что естественно влечет за собой возникновение определенных прав и обязанностей, согласно действующему законодательству.
Самой главной обязанностью резидента является осуществление того конкретного вида предпринимательской деятельности, который разрешен на территории ОЭЗ и указан в соглашении, заключенным с органом управления ОЭЗ. Также в Федеральном Законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» отмечено, что соглашением регулируются сроки и объем инвестиций, осуществляемые резидентом ОЭЗ, как одна из его обязанностей. Невыполнение данной обязанности является основанием расторжения соглашения в судебном порядке. В связи с указанными обязанностями, у резидента ОЭЗ возникает «ответное» право на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в границах ОЭЗ, для осуществления деятельности на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен самим резидентом.
В соответствии с законодательством, резиденту предоставляется право на изменение условий соглашения об осуществлении деятельности. Для этого он предоставляет в орган управления бизнес-план по форме, установленным федеральным органом управления ОЭЗ, и положительное заключение банка или иной кредитной организации на представленный бизнес-план. После этого повторяется схема, как при первичном заключении соглашения, по окончании которой резидент в письменной форме получает уведомление об изменении условий соглашения, либо об отказе в изменении условий соглашения.
Следующей обязанностью резидента является предоставление в органы управления ОЭЗ проектную документацию и результаты инженерных изысканий, необходимые для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий. Данные документы передаются в целях проведения государственной экспертизы. К тому же, соглашением устанавливается определенный срок, согласно которому резидент ОЭЗ должен предоставить указанную документацию. Непредставление данной документации является существенным нарушением условий соглашения, из-за которого может быть расторгнуто соглашение в судебном порядке.
Ограничению подвергается право организации, получившей статус резидента, иметь филиалы и представительства в любом регионе России. В пункте 4 статьи 10 упомянутого выше Закона прямо указывается, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ. Таким образом, организация, не может расширить свою деятельность, придя в новые регионы.
В статье 35 Федерального Закона закреплено еще одно ограничение для резидентов ОЭЗ. Оно касается права распоряжения земельным участком. Согласно ей, «арендатор (резидент) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, предоставлять участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив».
Помимо указанных прав и обязанностей, в законодательстве также закреплен ряд прав резидента при проведении плановых комплексных проверок органами государственного и муниципального контроля. Среди них указываются:
Также Законодатель предусмотрел в Законе, регулирующем ОЭЗ на территории РФ гарантии, предоставляемые резидентам. Одной из таких гарантий, предоставленной является то, что лишение статуса резидента допускается только в судебном порядке, и в случаях предусмотренных Законом. Обобщенно также указывается, что любые споры, возникающие из отношений, регулируемых данным Законом, решаются только в судебном порядке. Помимо этого, есть норма, защищающая резидентов от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Согласно положениям этой нормы, нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, ухудшающие положения налогоплательщиков-резидентов, не применяются в отношении резидентов в течение срока действия соглашения. Исключением из этого правила являются акты законодательства РФ, касающихся налогообложения подакцизных товаров.
Налоговые льготы, предусмотренные для резидентов каждой ОЭЗ, рассмотрим на примере промышленно - производственной ОЭЗ «Алабуга», расположенной на территории Республики Татарстан. Налог на прибыль составляет для резидентов 20%, в отличие от 24%, установленных для организаций-нерезидентов. От налога на имущество, земельного налога и транспортного налога, резиденты зоны «Алабуга» освобождены вовсе. Стоит отметить, что в других ОЭЗ могут быть предусмотрены другие льготы и поощрения, так как они зависят от региональных и местных властей.
Помимо законодательно закрепленных гарантий, каждая ОЭЗ в РФ обладает развитой системой коммуникаций, транспортной инфраструктурой, всеми современными системами связи, что помогают связаться в любое время с любой точкой мира. На территории любой ОЭЗ расположены банки и иные кредитные организации, страховые компании и организации.
P.S. После опубликования первой статьи до момента написания данной, в Российской Федерации было приняты Постановления Правительства в соответствии с которыми будут созданы новые ОЭЗ:
Галеева Татьяна,
специалист по регистрации предприятий,
ЭКСПРЕСС РЕГИСТРАЦИЯ
Новости по теме:
20.07.2016 Неэффективные ОЭЗ будут досрочно ликвидировать
18.12.2013 Новые резиденты ОЭЗ "Алабуга"
06.08.2013 Особенности регистрации ООО в Елабуге
17.01.2011 Регистрировать фирму в Ивановской области стало выгодно
Статьи по теме:
Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее