Налоговая и бухгалтерская отчетность за I квартал 2009 года, на очереди — отчетность за II квартал. Тем не менее, забыть о прошедшем налоговом периоде может и не придется, если налоговые инспекторы или Вы сами обнаружите ошибки.
В этой статье мы попытаемся определить шансы Вашей фирмы попасть в поле пристального внимания налоговых инспекторов. Такого внимания в период кризиса, когда бюджет из профицитного стал дефицитным и наполняют его чиновники с особой ретивостью, не хочется никому.
То, что лежит на поверхности…
В настоящее время действует новая редакция приказа ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». ФНС дает налогоплательщикам список критериев, по которым те могут сами оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности. Такая «инструкция к применению» позволит налогоплательщику понять, по каким параметрам идет отбор для проверок, предвидеть налоговые риски и даст возможность уточнить свои налоговые обязательства.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или минимизации налоговых обязательств.
Также первыми на очереди стоят компании, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность с участием налогоплательщиков, создающих схемы ухода от налогообложения. Как правило, к названной категории относятся организации, отсутствующие по адресу государственной регистрации и (или) директорами которых являются «подставные» («фиктивные») лица. Соблюдение данного условия предполагает построение финансово-хозяйственных взаимоотношений только с теми налогоплательщиками, легитимность ведения деятельности которых не вызывает сомнений.
Всего список критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков насчитывает 11 позиций. Компания, у которой присутствует хотя бы один из них, может стать кандидатом для выездной проверки.
Среди признаков:
- налоговая нагрузка у организации ниже среднеотраслевой. Данный показатель рассчитывается за отчётный год как отношение суммы исчисленных налогов к сумме выручки (дохода) в процентном выражении.
- компания на протяжении нескольких налоговых периодов терпит убытки;
- предприятие предъявляет к вычету более 89 процентов от начисленного НДС;
- расходы компании растут быстрее, чем доходы;
- зарплаты в организации ниже среднеотраслевых. Сведения об уровне заработной платы можно получить в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики;
- у организации, применяющей спецрежим, показатели несколько раз приближались к пороговому значению, превышение которого запрещает применять этот специальный режим налогообложения;
- организация закупает товары через большое количество перекупщиков (посредников), не имеет разумного экономического обоснования;
- компания не предоставляет объяснения в ответ на запрос налоговой инспекции об ошибках и неточностях, обнаруженных в ходе камеральной проверки;
- есть значительное (более 10 процентов) различие уровня рентабельности в данных для статистического и налогового учета;
- организация неоднократно переходила из одной инспекции в другую;
- у индивидуального предпринимателя - сумма расходов за год близка к сумме доходов.
Однако это лишь некоторые признаки, которые обнародовали сотрудники ФНС. На самом же деле налоговая инспекция взяла курс на автоматизацию поиска недобросовестных налогоплательщиков. И на смену «человеческому фактору» пришли беспристрастные роботы-программы. И теперь, по прошествии двух лет, система готова заработать «на полную». Вместе с тем, два последних года позволили оценить возможности данной системы, выявить ее особенную любовь к ряду пунктов и сравнительное безразличие - к другим.
Если копнуть глубже…
Существуют 109 признаков недобросовестности налогоплательщика, которые отслеживаются ФНС. Сведения об организации заносятся в базу данных и постоянно дополняются, изменяются.
Еще на момент регистрации фирмы можно попасть в список ЮЛ-КПО (реестр недобросовестных налогоплательщиков) - в будущем это отразится на интересе налоговиков к деятельности компании. Признаки неблагонадежности:
В ходе деятельности компании нужно обратить внимание на наличие у Вашей компании следующих признаков:
Последние новости
В начале года бухгалтерское сообщество взбудоражила новость о введении моратория на проверки представителей малого бизнеса, которые по итогам 2008 года показали убытки. Означает ли это, что налоговым инспекторам придется вовсе отказаться от проверок фирм с убытком, или будут разработаны какие-то дополнительные критерии для отбора кандидатов на проверку?
Однако для введения такого моратория необходимо как минимум внесение поправок в часть 1 Налогового кодекса либо вводный закон.
Одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, является отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, а конкретнее - осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2 и более календарных лет.
Планирование выездных налоговых проверок относится к внутренним процедурам налоговых органов и само по себе не затрагивает права налогоплательщиков.
При окончательном отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и в рамках концепции учитывается весь массив имеющейся информации о конкретных налогоплательщиках.
Введение же подобного моратория на практике будет означать, что проводить проверки малых предприятий, которые по итогам 2008 года показали убытки, используя какие-либо иные критерии, будет невозможно. В таком случае это будет прямое нарушение закона.
Итак, подведем итоги. Каждый признак сам по себе не свидетельствует о намеренном уклонении от уплаты налогов, более того, вряд ли найдется организация, у которой отсутствует хотя бы несколько из них. Все дело в совокупности признаков, т.е. чем их больше, тем выше вероятность подвергнуться гнету изнурительных мероприятий налогового контроля.
В целях обеспечения поддержания базы ЮЛ-КПО «в боеготовности», налоговая служба заявила о заключении различных договоров о предоставлении актуальной информации с Росстатом, Федеральной таможенной службой России, государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования России, Фондом медицинского страхования России), органами МВД, Минюстом, Бюро технического обслуживания (БТИ), Почтой России, ГИБДД России, а также с рядом тепло-, водо-, газо- и энергоснабжающих организаций, банков и т. д. Кроме того, они своими силами осуществляют поиск информации о налогоплательщиках в средствах массовой информации, осуществляют опросы частных лиц и т. д.
Словом, получается, что контроль за деятельностью налогоплательщика вот-вот должен ужесточиться в разы, причем этот процесс уже запущен. Правда, необходимо заметить, что еще не удалось ни установить достаточно тесные контакты со всеми их потенциальными «информаторами», ни технически запустить базу.
Поэтому и полная автоматизация отбора налогоплательщиков для осуществления выездных налоговых проверок, равно как и других мероприятий налогового контроля, пока откладывается. Однако не исключено, что это время уже скоро наступит. К тому же, все 109 признаков недобросовестности уже давно применяются налоговиками на практике, в том числе, и при решении вопроса о проведении выездных проверок.
Все 109 признаков неблагонадежности Вы можете посмотреть здесь.
Юсупова Лилия Рафиковна,
главный бухгалтер ООО "Экспресс регистрация"
Новости по теме:
Статьи по теме:
Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее