8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Скорее жив, чем мертв

11.11.2019

По общему правилу любое гражданское обязательство прекращается смертью или ликвидацией должника. Данный принцип применили суды, когда конкурсный кредитор решил уступить свои реестровые права в деле о банкротстве компании-должника после завершения конкурсного производства и исключения банкрота из реестра юридических лиц.

Обязательство прекращено юридической смертью компании в результате завершения ликвидационной процедуры банкротства и устранением записи из реестра, что исключает возможность замены кредитора в обязательстве ввиду его прекращения.

Однако правопреемник конкурсного кредитора настаивал на том, что часть кредиторских прав не утрачивается в связи с ликвидацией должника. К таковым кредитор отнес возможность привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве, взыскания убытков с конкурсного управляющего, обращения взыскания на имущество должника незаконно находящегося у третьих лиц.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ к этим нашла озвученные аргументы убедительными: ликвидация действительно прекращает обязательства самого должника, однако это правило не распространяется на смежные субсидиарносуществующие обязательства иных лиц, связанных с фактом неоплаты долга основным должником (компанией-банкротом).

Определение не затрагивает вопрос сохранности подобных обязательств в тех случаях, когда дело о банкротстве должника не возбуждалось. Однако, учитывая новое правовое регулирование ответственности обществ (п.3.1 ст. 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью») при исключении общества из реестра юридических лиц без дела о банкротстве, но по инициативе фискалов, субсидиарные обязательства контролирующих лиц, безусловно, сохраняются.

Федорова Анастасия Ивановна

Теги:
подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций