8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Удержание превращается в мощный прокредиторский инструмент

01.08.2019

В российской правовой традиции удержание не получило должной популярности как надежный обеспечительный инструмент.

Его применение вызывало сложности, в том числе уголовного характера и способствовало обострению конфликта. Собственник вещи мог обратиться в правоохранительные органы за защитой своего вещного права от посягательств кредитора.

В таких случаях довольно сложно объяснить представителям внутренних органов, специализирующихся на уголовном праве, что удержание вещи самоуправством или иным преступным деянием или правонарушением не являются.

Да и с точки зрения баланса интересов сторон применение вещного ограничения прав собственника (залога) к чисто обязательственным правоотношениям, в рамках которых должник добровольно не выражал явного волеизъявления на передачу имущества в залог, выглядит неоднозначно. Особенно в контексте определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.02.2017 № 301-ЭС16-16279, основанного на экономико-правовой природе ординарного залога, базирующегося на добровольности его установления как со стороны должника (залогодателя), так и со стороны кредитора. «Залоговый суррогат» (в рассмотренном ВС РФ случае – наделение правами залогодержателя при применении ареста вещи как обеспечительной меры), зависимый от действий и решений третьих лиц (судов, приставов) не дает приоритета при банкротстве должника.

При удержании также возникает проблема воли должника на обременение вещи. Все-таки ее нельзя назвать добровольной и недвусмысленно выраженной.

Однако отдельные попытки распространить приоритетные залоговые права на лицо, правомерно удерживающего вещь, редко, но все же встречались в судебной практике.

Отрадно, что Судебная коллегия по экономическим спорам определением № 301-ЭС19-2351 от 27.06.2019 дало добро на развитие такой теории. Добросовестный кредитор, удерживающий вещь, обязан вернуть ее в конкурсную массу в случае банкротства контрагента, но при этом он получает статус залогового кредитора со всеми вытекающими преференциями.

При применении данного инструмента полезно сразу же внести сведения об удержании в реестр залогов, удерживать вещь в пределах разумного срока, учитывая соотношение стоимости вещи к номиналу долга. Это поможет подтвердить добросовестность при рассмотрении вопроса о повышении статуса кредитора до залогового.

Федорова Анастасия Ивановна

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций