Зачастую организации, по незнанию или из опасений, предоставляют по запросу налогового органа те документы, которые данный орган не вправе истребовать с проверяемого лица в ходе текущей проверки.
ФАС Дальневосточного округа рассмотрел этот момент в своем постановлении от шестнадцатого ноября прошедшего года, где разъяснил, что документы, указанные в требовании налогового органа касательно налогоплательщика, его финансово-хозяйственной деятельности не касаются, и данное требование не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах на основании нижеследующих фактов.
По смыслу подпункта первого п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе истребовать с проверяемого лица документы по формам, установленным госорганами и органами местного самоуправления, которые являются основаниями для исчисления и уплаты налогов; то же касается документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.
Проводящее проверку уполномоченное лицо, согласно п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, вправе затребовать информацию касательно деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента или у других лиц, владеющих такой информацией. Притом, согласно п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ, налоговый орган, проверяющий налогоплательщика, направляет поручение об истребовании вышеуказанной информации в орган по месту учета лица, владеющего такой информацией.
Учитывая, что оспариваемым требованием налогового органа на заявителя была возложена обязанность по представлению информации и документов, и отказ от его исполнения мог повлечь за собой привлечение к налоговой ответственности, суды обоснованно и правомерно признали данное требование нарушающим права и законные интересы организации. ©
Лябибова Индира Ахтямовна