Со дня принятия Крыма в состав России на территории республики начали действовать российские законодательные акты. В течение переходного периода, который продлится до 1 января 2015 г., на территории Крыма будут применяться и собственные нормативные акты Республики Крым (РК) и города федерального значения Севастополя, не противоречащие Конституции РФ. За это время должны быть урегулированы вопросы интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России.
Нормативно-правовая база еще только формируется, и вопросов сейчас больше, чем ответов. Изначально особенности применения законодательства о налогах и сборах на территории РК в переходный период были утверждены в качестве Положения Постановлением Президиума Государственного совета РК от 11.04.2014 N 2010-6/14 и доведены до сведения и использования в работе комментируемым Письмом ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@.
Однако позднее в это Положение были внесены поправки другим документом, а именно Постановлением Государственного совета РК от 30.04.2014 N 2093-6/14.
Большая часть Положения N 2093-6/14 (15 пунктов из 21) посвящена НДС.
По нормам законодательства на территории Украины НДС - это косвенный налог, включаемый в стоимость товара или услуги и оплачиваемый покупателем, но в бюджет НДС перечисляется продавцом. Ставка на Украине составляет 20% (в отличие от 18% в РФ).
Пограничная дата применения прежней ставки, 20%, на территории РК определена в Положении N 2093-6/14 (п. 3) как 1 мая 2014 г. До этой даты поставщики из Крыма, являющиеся плательщиками НДС, облагали операции по поставке товаров (услуг) налогом по ставке 20%. Кроме операций по поставкам, которые не являются объектом налогообложения, освобождаемым от налогообложения, и операций с нулевой ставкой НДС.
Согласно Положению N 2093-6/14 начиная с 1 мая 2014 г. операции, облагаемые до оговоренной даты по ставке в размере 20%, подлежат обложению по ставке в размере 4% или 2%.
Перечень товаров, облагаемых по пониженной ставке 2%, приведен в п. 4 Положения N 2093-6/14. Этот перечень включает в себя:
Анализируя этот перечень, приходим к выводу, что он такой же, как и перечень, приведенный в ст. 164 НК РФ. Это значит, что и российские компании, и поставщики из Крыма до 1 января 2015 г. облагают НДС по пониженным ставкам одни и те же товары.
Поскольку с 18 марта 2014 г. РК является территорией РФ, стало быть, товары, реализуемые в РК, с территории РФ не вывозятся. Значит, с 18 марта 2014 г. при реализации таких товаров применяются ставки НДС, установленные п. п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, то есть 10 (18) %.
Предположим, что компания, зарегистрированная в Краснодаре, реализует фирме, зарегистрированной в Симферополе, товары на сумму 10 000 руб. Краснодарская компания обязана исчислить налог по ставке 18%, и его сумма составит 1800 руб. Если же краснодарской компании товар (не льготный) на ту же сумму реализует симферопольская фирма, то она выставит налоговую накладную с НДС по ставке 4% (400 руб.). Эту же сумму симферопольская фирма должна отразить к уплате в бюджет, а у краснодарской компании она будет принята к вычету.
Несколько слов о налоговых накладных (это документ, предусмотренный НК Украины). Согласно п. 5 Положения N 2093-6/14 в переходный период на территории Крыма вместо счетов-фактур продолжают применяться налоговые накладные. Те из них, которые выданы начиная с 18 марта 2014 г., крымским налогоплательщикам разрешено не регистрировать в Едином реестре налоговых накладных.
Новыми нормативными правовыми актами РК и г. Севастополя особенностей в отношении налоговых накладных не установлено. Приобретая товары (услуги), отгруженные (оказанные) крымскими налогоплательщиками до 1 января 2015 г., налогоплательщики других регионов РФ имеют право на вычет НДС. Вычеты НДС у применяющих НК РФ налогоплательщиков производятся в порядке, установленном НК РФ на основании налоговых накладных. Таким образом, вместо счета-фактуры следует применять налоговую накладную. В налоговой накладной сумма НДС указывается в графах 8 и 12 в рублях. Согласно п. 10 Положения N 2093-6/14 операции, проведенные налогоплательщиками после 1 мая 2014 г. в гривнах, пересчитываются по курсу, установленному Банком России на день совершения таких операций.
Изначально законодательство допускало одновременное использование украинской гривны и российского рубля в Крыму до 1 января 2016 г. Но Госдума сократила срок хождения украинской гривны на территории Крыма и Севастополя на полтора года. Исходя из этого, с 1 июня 2014 г. на наличные и безналичные расчеты в гривнах распространяется правовой режим расчетов в иностранной валюте, установленный законодательством РФ. Вычет по налоговой накладной возможен, если приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет и применяются в деятельности, облагаемой НДС.
До 1 мая 2014 г. крымские плательщики исходили из того, что НДС состоял из двух частей - налогового кредита и налогового обязательства.
Под налоговым обязательством подразумевают общую сумму налога, полученную либо начисленную плательщиком в отчетном периоде. Это та сумма налога, которую субъект ведения хозяйства насчитывает на стоимость, которую он добавляет к товару, для того чтобы реализовать его с выгодой для себя, то есть получить прибыль.
В свою очередь, налоговый кредит - сумма, на которую плательщик налога имел право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода.
Плательщик НДС платил в бюджет сумму, которая составляла разницу между налоговым обязательством и налоговым кредитом.
С 1 мая 2014 г. налоговый кредит по всем операциям, связанным с приобретением товаров (работ, услуг), установленных ст. 198 НК Украины, не применяется. Это касается всех плательщиков НДС, в том числе плательщиков налога, зарегистрированных в соответствии с НК РФ. Суммы налога следует учитывать в расходах при исчислении налога на прибыль предприятий (п. 8 Положения N 2093-6/14). Подобный принцип действует и при исчислении чистого налогооблагаемого дохода физического лица - предпринимателя на дату возникновения права на налоговый кредит в порядке, установленном НК Украины.
Датой, на которую можно признать НДС расходом, является наиболее ранняя из следующих дат:
Во втором случае в расходах можно признать НДС только в части неоплаченных поставок товаров (услуг).
Если эту норму применять с оглядкой на ранее действовавшие нормы о налоговом кредите, то получается, что сумму НДС в первом случае можно отнести к налоговому кредиту на основании документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг), при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.
А во втором случае к налоговому кредиту относится сумма НДС только в части не оплаченных ранее поставок товаров (услуг).
Получателям товаров из Крыма необходимо учитывать следующие особенности.
Если получены товары, на которые выдана налоговая накладная, датированная с 18 марта до 1 мая, то в такой накладной НДС должен быть исчислен по ставке 20% и его правомерно принять к вычету.
Если налоговая накладная датирована 1 мая и после этой даты, то НДС должен быть исчислен по ставке 4% (2% - по определенному перечню). И к вычету можно взять НДС только по указанной ставке.©
Шарафиева Алина Радиковна
Новости по теме:
24.03.2020 Доначисление НДС
23.10.2018 Некоторые вопросы налогообложения при реорганизации компании
11.11.2016 Налоговая ответственность за контрагента
16.02.2016 Оптимальный способ защитить активы, в преддверии налоговой проверки
05.07.2012 И снова об УСН
Статьи по теме:
01.04.2019 Мифы о некоммерческих организация
21.11.2018 Как налоговая отбирает фирмы на проверку
14.04.2014 Досудебное урегулирование налоговых споров