Все больше организаций использует упрощенную систему налогообложения...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
09.01.2009

Что нужно сделать, чтобы перейти на «упрощенку»

Все больше организаций использует упрощенную систему налогообложения (УСН), которая в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход распространяется на организацию в целом, а не на какой-либо отдельный вид деятельности, и применяется налогоплательщиками на добровольной основе. Единый налог заменяет налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (в отношении индивидуальных предпринимателей), налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, единый социальный налог. Однако налогоплательщик не освобождается от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иных установленных на территории РФ налогов.

В этой статье речь пойдет не о преимуществах и недостатках упрощенной системы налогообложения, а о том, как получить возможность применять эту систему.

Итак, если принято решение о переходе на «упрощенку», необходимо проверить подходит ли Ваша компания под критерии, приводимые Налоговым Кодексом РФ, к налогоплательщикам, решившим применить этот режим. Эти требования содержатся в п.3 ст.346 НК РФ:

1) Доходы от реализации продукции за 9 месяцев года, в котором подается заявление на применение УСН, не превысили 15 млн. рублей (без НДС) с учетом коэффициента-дефлятора, который устанавливается каждый год Правительством РФ;

2) Остаточная стоимость основных средств не превышает 100 млн. рублей;

3) Средняя численность работников не превышает 100 человек.

Следует обратить внимание, что ограничение по предельному доходу распределяется только на организации, следовательно, индивидуальные предприниматели этот показатель определять не должны.

Что касается вновь зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей, то им необходимо проверить не попадает ли их деятельность в список налогоплательщиков, которые не могут применять УСН (п.3 ст.346.12 НК РФ), а также учесть, что если доходы отчетного (налогового) периода, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

МНС России Приказом от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», рекомендует для применения организациями и индивидуальными предпринимателями при переходе на УСН следующие формы:

- форма N 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения»;

- форма N 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения»;

- форма N 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения»;

- форма N 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»;

- форма N 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения».

Таким образом, организации обязаны подать заявление о переходе на УСН по установленной форме (при выполнении всех требований) и получить уведомление о возможности применения этой системы. Хотелось бы обратить внимание на то, что НК РФ не содержит никаких указаний на получение уведомления организациями, которые хотят перейти на УСН, а также упоминаний о получении уведомлений о возможности или невозможности и об отказе в применении УСН. Однако на практике так сложилось, что налоговики выдают такие уведомления, причем срок их выдачи не определен законодательством. По мнению налоговых органов, без такого уведомления организация не вправе применять «упрощенку».

В соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, уже осуществляющие свою деятельность, и желающие перейти на УСН, должны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующему году, начиная с которого налогоплательщики желают перейти на УСН. Заявление подается по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя.

В заявлении указывается доходы за 9 месяцев года, в котором подается заявление (для организаций), остаточная стоимость основных средств и средняя численность работников. Важно, что организации, которые имеют филиалы или представительства не могут применять УСН (пп.1 п. 3 ст.346 НК РФ).

Также в число плательщиков УСН с 1 января 2008 года не включаются все иностранные организации, тогда как ранее в этот список попадали только иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ, бюджетные учреждения.

Здесь следует подчеркнуть, что унитарные предприятия в отличие от бюджетных организаций УСН применять могут.

И наконец, информация для тех организаций, у которых один из видов деятельности попадает по ЕНВД. При определении выручки за 9 месяце необходимо вычесть ту выручку, которая приходится на деятельность, попадающую по ЕНВД. Это положение было введено в 2008 году, и будет применяться теми организациями, которые подали заявление для перехода на УСН с 2009 года.

Выбор режима налогообложения («доходы» или «доходы минус расходы») осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Если налогоплательщик подал заявление в установленный срок, выбрал объект налогообложения, а потом вдруг решил поменять объект налогообложения, то он должен успеть уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующему году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

По результатам рассмотрения поданного налогоплательщиком заявления налоговые органы в месячный срок со дня их поступления в письменном виде уведомляют налогоплательщиков и возможности либо о невозможности применения УСН.

Если налогоплательщик подал заявление, и подошел под все критерии, предъявляемые НК РФ к плательщику УСН, то он уже не вправе отказаться от ее применения и перейти на иную систему налогообложения (кроме ЕНВД) до окончания налогового периода.

Согласно п. 2 ст. 346 НК РФ вновь созданная организация или индивидуальный предприниматель могут подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, которая указаны в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация или индивидуальные предприниматели могут применять УСН с даты постановки на учет. В настоящее время судебная практика складывается в пользу налогоплательщика, который в этот пятидневный срок не уложились и подали заявление с опозданием. Фактически вновь созданные организации заявляют не о переходе на УСН, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования «упрощенки» вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, то есть с реализацией права на применение упрощенной системы. При этом применение УСН носит заявительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.

Суды, руководствуясь положениями ст. ст. 84, 346.11, 346.12, 346.13 НК РФ, делают вывод о том, что выбор специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и что подача заявления по истечении пяти дней с даты постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа вновь созданной организации в применении УСН. (Определение ВАС РФ от 24.04.2008 N 5626/08 по делу N А-32-16211/2007-4/451).

Но чтобы не доводить дело до суда уже на этапе регистрации фирмы необходимо соблюдать все сроки и формальности, установленные НК РФ.

Юсупова Лилия Рафиковна,
главный бухгалтер Казанского юридического центра



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее