Под ликвидацией некоммерческой организации следует понимать прекращение деятельности НКО без перехода прав...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
17.02.2011

Ликвидация некоммерческой организации: так ли это просто?

Под ликвидацией некоммерческой организации следует понимать прекращение деятельности НКО без перехода прав и обязанностей последней другим лицам.

Некоммерческие организации, также как и коммерческие, могут быть реорганизованы. В таких случаях выносится решение о ликвидации организации посредством присоединения, слияния или разделения. Однако данную форму нельзя признать ликвидацией в чистом виде, так как, несмотря на то, что само юридическое лицо прекращает свою деятельность, его права и обязанности переходят иным юридическим лицам.

В дореволюционном российском праве также существовала процедура прекращения юридического лица, а также возможность его реорганизации. Ликвидация сводилась к внесению соответствующей записи в Устав организации или иной основной документ, регламентирующий ее деятельность. Данная запись вносилась органом, проводившим регистрацию создания юридического лица. Не существовало точно определенного порядка и форм ликвидации, ликвидация была казуистична.

В советском праве наблюдается становление ликвидации и реорганизации в более привычном для нас виде. В различные периоды советской власти правом на регистрацию ликвидации были наделены множество органов: суд, министерства, советы и другие.

В постсоветское время регистрацией ликвидации занимались федеральная налоговая служба и министерство юстиции. Связанность этих органов при регистрации состояний некоммерческих организаций наблюдается и на сегодняшний день.

При рассмотрении оснований ликвидации можно выделить две большие группы: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация. При добровольной ликвидации принятие решения о ликвидации является выражением воли самого юридического лица. Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации. Некоторые НКО (общественные объединения, религиозные объединения) имеют строгий целевой характер создания и деятельности, именно для них особо важно внимательно выбирать направление деятельности. Однако в данной статье мы будем рассматривать особенности ликвидации некоммерческих организаций при добровольной ликвидации.

Принять решение о ликвидации может высший орган управления некоммерческой организации. Некоммерческая организация ликвидируется по истечению срока, установленного уставом, на которое юридическое лицо было создано, а также по достижению цели, ради которой создавалось юридическое лицо. Исключением в данном случае являются фонды: решение об их ликвидации может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц. Законом установлен перечень этих лиц, однако, фактически заинтересованными лицами могут быть регистрирующие органы, налоговая служба и органы управления некоммерческой организации.

Вместе с принятием решения о ликвидации организации необходимо определить ликвидатора или ликвидационную комиссию. Данный орган осуществляет функции исполнительного органа юридического лица в период ликвидации. Лицо, которое является ликвидатором, может действовать без доверенности от имени юридического лица. Ликвидатором, членом ликвидационной комиссии может быть любой вменяемый совершеннолетний человек, нет ограничений для назначения ликвидатором директора или учредителей организации.

Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены уставом организации.

В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации, об этом должны быть уведомлены регистрирующие органы, налоговая инспекция и государственные фонды. Для регистрации факта начала ликвидации некоммерческой организации требуется, в среднем, один месяц. После внесения записи в реестр о начале процедуры ликвидации об этом необходимо уведомить контрагентов и других заинтересованных лиц. Законодатель установил обязанность ликвидируемого юридического лица опубликовать объявление о начале процедуры ликвидации в специальном печатном издании – «Вестнике государственной регистрации».

Необходимость уведомления общественности о начале ликвидации некоммерческой организации вызвана тем, что по своей природе некоммерческие организации призваны защищать и представлять интересы граждан в социальной, духовной и иных сферах. Также некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это не противоречит их уставным целям, и если она направлена на достижение последних. Это означает, что у некоммерческой организации могут быть контрагенты, в том числе и кредиторы. Последние в двухмесячный срок с момента публикации известия о начале ликвидации некоммерческой организации могут предъявить свои требования к нему.

Вместе с подачей объявления о начале процедуры ликвидации в налоговую инспекцию подается письмо о начале проверок. Налоговая инспекция проводит камеральную либо выездную проверку, и от сроков ее проведения во многом зависит продолжительность ликвидации некоммерческой организации. Данная процедура преследует цели проверки законности хозяйственной деятельности некоммерческой организации за весь период ее существования. Поскольку некоммерческая организация значительно ограничена в способах получения прибыли и ее деятельность должна быть максимально прозрачной и доступной для ознакомления широкого круга лиц, проведение такой проверки является вполне обоснованной.

По истечении двухмесячного срока после опубликования известия о начале процедуры ликвидации, в регистрирующие органы предоставляется промежуточный ликвидационный баланс. В министерство юстиции предоставляется пакет документов, в том числе и промежуточный ликвидационный баланс с отметкой налоговой инспекции. По истечении месяца выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Следует отметить, что до окончания ликвидации юридическое лицо не освобождается от обязанности сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность, уплачивать обязательные платежи в бюджет. Некоммерческие организации также должны отчитываться перед органом юстиции в порядке, установленном законом. 

Перед сдачей ликвидационного баланса, некоммерческая организация обязана определить, куда будет направлено оставшееся у нее имущество. Некоммерческие партнерства, например, распределяют имущество между членами организации. Благотворительные организации обязаны направить оставшееся имущество на цели, ради достижения которых они были созданы. Ликвидационный баланс – это нулевой баланс, который показывает, что у организации отсутствуют кредиторская и дебиторская задолженность, покрыты все убытки.

За государственную регистрацию ликвидации организации предусмотрена государственная пошлина в размере 800 рублей. Данная сумма является платой за совершение юридических действий государственными органами. Регистрация ликвидации организации в регистрирующих органах длится 15-20 рабочих дней.

После получения свидетельства о ликвидации некоммерческая организация закрывает счет в банке, о чем уведомляет налоговый орган. Также необходимо сняться с учета в фондах, для чего туда подаются заявления вместе с пакетом документов, установленных законом.

Процедура ликвидации некоммерческой организации длится в среднем 8-10 месяцев. Такой продолжительный срок обусловлен необходимостью всесторонней проверки ликвидируемой организации, а также с целью защиты заинтересованных лиц.



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее