Юридическое лицо может принять решение о ликвидации по любому основанию

Россия [изменить]
Русский [изменить]
13.07.2009

Вопросы добровольной ликвидации

Юридическое лицо (конкретная коммерческая организация) может принять решение о ликвидации по любому основанию. Среди оснований Гражданский кодекс РФ выделяет истечение срока, на который создана данная организация, или достижение ею своих целей. Это означает, что даже при наличии указанных оснований (срок и цель) существование юридического лица не прекращается автоматически, необходимо принятие специального решения и прохождение установленной процедуры регистрации.

Несмотря на кажущуюся определенность в деле добровольной ликвидации коммерческих организаций, можно рассмотреть ряд аспектов, вызывающих множество вопросы на практике.

1. Ликвидационная комиссия

Так, например, согласно ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с момента утверждения на общем собрании акционеров (участников) состава ликвидационной комиссии, последняя становится по сути единственным, а значит, и высшим органом общества. Оставшиеся у общего собрания полномочия по утверждению промежуточного и окончательного ликвидационных балансов не позволяют ему каким-либо эффективным образом влиять на принимаемые ликвидационной комиссией решения в сфере хозяйственной деятельности АО.

В связи с этим на практике нередко встречаются случаи, когда общество "зависает" на этапе ликвидации (то есть существует очень длительный промежуток времени, имея в качестве высшего органа управления ликвидационную комиссию) либо опять же после длительного существования ликвидационная комиссия принимает решение о самороспуске, и общество продолжает свою деятельность в прежнем режиме. Подобные манипуляции позволяют избежать громоздкой процедуры принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров.

Происходит фактическая передача власти в обществе узкому кругу лиц, являющихся членами ликвидационной комиссии (причем закон не ограничивает возможность включения в ликвидационную комиссию любых лиц). В такой ситуации могут быть нарушены как права отдельных акционеров, так и нормы налогового и антимонопольного законодательства.

Гражданским кодексом определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым ликвидационная комиссия может начать расчет с кредиторами только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а сам промежуточный баланс может быть составлен не ранее 2 месяцев после окончания срока для предъявления требований кредиторами. В свою очередь, ГК РФ установлена очередность удовлетворения требований кредиторов после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В первую очередь возникает вопрос о сроке полномочий ликвидационной комиссии, а следовательно, об ограниченности срока процедуры добровольной ликвидации обществ. Гражданское законодательство РФ в отличие от законодательства ряда стран Западной Европы не устанавливает здесь каких-либо ограничений, что как раз и вызывает определенные трудности на практике.

2. Выплаты кредиторам

В силу ГК выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. Если ликвидация задерживается, например, в случае несоставления или неутверждения по тем или иным причинам промежуточного ликвидационного баланса, возникает неопределенность: в каком порядке должны осуществляться текущие расчеты с кредиторами, особенно с залоговыми, а также с бюджетом и внебюджетными фондами, поскольку очередность удовлетворения их требований по ст. 64 и 855 ГК существенно различна.

Представляется, что выход может быть найден в применении п. 2 ст. 62 ГК РФ, который к числу обязанностей учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, относит обязанность в решении о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) установить также порядок и сроки ликвидации. Причем определение срока ликвидации должно подчиняться общим правилам ст. 190 ГК РФ, за одним только исключением.

Представляется, что нельзя определять срок ликвидации путем указания на событие, которое должно неизбежно наступить (ч. 2 ст. 190 ГК). Исходя из смысла п. 1 ст. 61 ГК РФ окончание процедуры ликвидации должно неизбежно наступить, причем по истечении четко определенного промежутка времени.

В случае неуказания или ненадлежащего указания (с нарушением требований гл. 11 ГК РФ) срока в решении общего собрания акционеров (участников) о назначении ликвидационной комиссии такое решение будет являться, в соответствии со ст. 168 ГК РФ, ничтожной сделкой.

Данный подход позволяет кредиторам и компетентным государственным органам, а не только акционерам (участникам) данного общества (п. 7 ст. 49 Закона об АО), при "зависании" последнего в процессе ликвидации требовать применения последствий недействительности такой ничтожной сделки.

С точным определением срока ликвидации связан и вопрос о том, что делать в ситуации, когда установленный общим собранием акционеров (участников) срок ликвидации истек, а общество ликвидироваться еще не собирается или по определенным причинам не в состоянии завершить процедуру (например, общее собрание не утверждает ликвидационный баланс, ликвидационная комиссия не подает в регистрирующий орган ликвидационный акт, устав и иные документы)?

По сути, если после истечения срока ликвидации общество продолжает фактически существовать, это является неправомерным юридическим состоянием и, следовательно, должно повлечь негативные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 61 ГК РФ, то есть принудительную ликвидацию юридического лица по решению суда вследствие неоднократных нарушений закона.

3. Налоговые обязательства

Важно также отметить, что ликвидируемые юридические лица обязаны до ликвидации исполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. В противном случае взыскать налоговые недоимки и налоговые санкции будет не с кого. Налоговые органы должны жестко контролировать процедуру ликвидации с тем, чтобы не допустить использование ликвидации как средства уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками.

Процедура ликвидации изменяет сроки уплаты налогов. Задолженность по налогам уплачивается в соответствии с очередностью выплат кредиторам ликвидируемой организации. Налоговые органы также являются кредиторами организации. Очередность выплат устанавливается в статье 64 ГК РФ. Закон установил четвертую очередь для расчетов по долгам с бюджетом. Причем удовлетворение обязательств каждой последующей очереди происходит только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Значит, может сложиться ситуация, когда налоги не будут уплачены по причине отсутствия средств, хотя ликвидация проведена точно в соответствии с законом. Такие ситуации возможны, и закон допускает подобное развитие событий.

Налоговые органы в некоторых случаях препятствуют завершению процедуры ликвидации предприятия по причине непогашенных налоговых недоимок вследствие отсутствия средств. Это незаконные действия.

Правила направлены на защиту интересов бюджета. Реализация данного правила возможна лишь в специально указанных законом случаях. Пределы, указанные в статье 49 НК РФ, установлены гражданским законодательством Российской Федерации. Для взыскания задолженности по налогам с учредителей нужно пользоваться правилами ГК РФ, поскольку НК РФ не устанавливает пределы и порядок реализации данной нормы. Таким образом, норма о субсидиарной ответственности учредителей по налоговым долгам организации при ликвидации действует в строго ограниченных законом случаях. Статьей 49 НК РФ установлено правило о субсидиарной ответственности учредителей организации, но принципы возложения такой ответственности указаны в гражданском законодательстве.

Возможность субсидиарной ответственности учредителя если и наступает, то исключительно при ликвидации предприятия. В иных случаях обращаться с требованиями к учредителям о взыскании налоговой недоимки не допускается.

Таким образом, налоговые органы не вправе принудительно взыскивать налоги с ликвидируемой организации, руководствуясь правилами ст. ст. 46 и 47 НК РФ; они обязаны учитывать правила и принципы, установленные для уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) организацией, находящейся в стадии ликвидации.

В целом, существуют разнообразные проблемы, связанные с осуществлением добровольной ликвидации коммерческой организации. Как правило, данные вопросы касаются непосредственного соблюдения действующего законодательства РФ. В связи с этим рекомендуем Вам обращаться за помощью к профессионалам, и богатый опыт в этой сфере должен стать определяющим фактором выбора юридической компании.

Латипова Лейсан Ильмировна,
специалист проекта «Экспресс регистрация фирм по России».





Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее