Смена юридического адреса для любой организации проходит болезненно. Основные вопросы...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
09.04.2012

Смена юридического адреса: основные моменты

Смена юридического адреса для любой организации проходит болезненно. Основные вопросы, которые мучают руководителя компании – это как правильно оформить смену адресу и что для этого нужно предпринять.

Согласно п.3 ст.52 ГК РФ, изменения учредительных документов вступают в силу с момента их государственной регистрации, а иногда с момента уведомления органа, который осуществляет государственную регистрацию.

Налогоплательщики должны быть поставлены на учет в ИФНС по месту нахождения организации и ее отдельных подразделений. В соответствии ст. 18 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон №129-ФЗ), юридическое лицо должно предоставить в регистрирующий орган по месту нахождения уведомление о внесении учредительные документы. Согласно ст. 2 Закона №129-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц", данная регистрация осуществляется налоговыми органами.

При изменении юридического адреса, данный факт должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции. В течение 10 дней с момента регистрации изменений компания должна поставить в известность налоговые органы. Если при смене местонахождения компания остается под юрисдикцией той же ИФНС, то в этом ничего страшного нет. Но как поступить, если изменилась налоговая?

Если Вы также меняете и ИФНС...

Согласно Приказу ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444 (с изм. от 11.01.2007), во время перехода из одной налоговой инспекции в другую, компании нужно пройти сверку взаиморасчетов с государственными внебюджетными формами на время снятия компании с учета. В соответствии с результатами процедуры оформляется специальный акт. Если же уведомление приходит в налоговые органы с пометкой "адресат не найден по данному адресу", то подписание акта сверки расчетов происходит представителем ИФНС. Для передачи в налоговую инспекцию для постановки на учет документ составляется в трех экземплярах.

Проведение сверки, оформление акта происходит в течение 10 рабочих дней. Если в ходе сверки расчетов были обнаружены разные данные ИФНС и организации, то срок продлевается до 15 дней. При взыскании пеней применяется общий срок давности – 6 месяцев. Затем акт сверки взаиморасчетов направляется в отдел, где собраны пакеты документов для дальнейшей передачи в налоговую инспекцию по новому адресу организации.

В п. 4 ст. 84 НК РФ сказано, что при изменении предпринимателем или организацией места нахождения, то с учета снимает его именно та налоговая инспекция, в которой он состоял на учете. Специалисты налоговой инспекции могут поставить на учет налогоплательщика на основании документов, которые были получены от ИФНС, в которой организация стояла на учете.

Смена предприятием юридического адреса определена Приказом ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165 (с изм. от 14.06.2006). Согласно Приказу, если в ходе изменения места нахождения необходимо снять организацию с учета, то эта процедура должна быть выполнена налоговым органом, в котором состоял налогоплательщик.

Отметим, что при смене адреса места нахождения организации, ИНН не изменяется.

При внесении изменений в сведения, которые содержатся в ЕГРН, используется выписка из ЕГРЮЛ, в которой содержится запись о смене места нахождения юридического лица.

В новой ИФНС организация ставится на учет в течение одного рабочего дня, который следует за днем получения выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН от прежней ИФНС. В течение трех дней с момента снятия компании с учета прежняя налоговая инспекция отправляет в налоговые органы учетное дело с сопроводительным письмом. В деле должны быть все документы, которые служат основанием для постановки на учет. Затем в течение 30 дней с момента снятия с учета отделом выездных налоговых проверок, камеральных проверок, отделом финансового и общего обеспечения и другими органами производится подготовка документов и их последующая отправка в новые налоговые органы.

Для регистрации нового адреса организации нужно подать в налоговые органы по месту налогового учета заявление о государственной регистрации и решение о внесении изменений в учредительные документы. Также организация должна подтвердить оплату пошлины. После того, как документы на изменение места налоговой инспекции поданы, в течение 5 дней вносятся изменения в ЕГРЮЛ. Затем ФНС направляет в налоговые органы по старому и новым адресам организации сведения о смене адреса в виде выписки из ЕГРЮЛ.

После передачи налогоплательщика в другую ИФНС, налоговая инспекция в течение трех дней должна направить туда бухгалтерскую отчетность, учетное дело и ряд других финансовых документов. Но в действительности работники налоговой инспекции нарушают установленный срок и порядок. Однако передача сведений из одной налоговой инспекции в другую производиться очень медленно. Если в прежнем ИФНС организация снята с учета, а по последнему адресу не поставлена по вине налоговой инспекции, то она может предоставлять отчетность и платить налоги по новому месту.

Однако даже несоблюдение сроков налоговыми органами не является причиной невыплаты денег в бюджет. Независимо от того, что смена процедуры налоговых органов должна быть совершена в течение 30 дней, в действительности эта процедура занимает время от 2 до 8 месяцев.

Если налоговые органы вследствие небрежного отношения не могут поставить в срок на учет организацию, то ответственность продолжает лежать на фирме. Бухгалтер имеет право ссылаться на ст. 109 НК РФ, в которой сказано, что если организация не является виновной, то привлечь ее к ответственности нельзя. В таком случае лучше всего предоставлять отчетность в обе инспекции или получать письменный отказ о ее приеме. Кроме этого, нужно направить письмо руководителю налоговых органов, уведомив его о сложившейся ситуации. Для беспрепятственного прохождения смены юридического адреса и налоговой инспекции, компания должна самостоятельно вести контроль данного процесса или обратиться за помощью к юристам.

Перерегистрация ККТ (контрольно-кассовой техники)

Смена юридического адреса компании также связана со снятием с учета ККТ, регистрации и перерегистрации. Кассовая техника, которая используется предпринимателями и организациями, должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. После смены юридического адреса, организация должна снять с учета ККТ с фискальной памятью. В соответствии с Письмом ФНС России от 12.05.2004 N 33-0-11/327 и от 04.08.2004 N 33-0-11/495, все модели кассовой техники с фискальной памятью не проходят регистрацию в налоговых органах. В Государственный реестр ККТ до 1 января 2008 года входила техника, которая оснащена контрольной лентой защиты. Организация не имеет права поставить на учет ККТ с фискальной памятью в новую ИФНС.

Организации необходимо заявить в налоговые органы (в которой она состоит на учете ) о смене места нахождения в течение 10 дней. Кроме того, необходимо подать заявление о снятии ККТ с регистрации по причине смены адреса.

После того, как с учета сняты документы по всей кассовой техники, которая находилась в налоговых органах или на учете в течение последних трех лет перед годом подачи, должно быть сформировано дело, которое затем пересылается в налоговые органы по новому месту нахождения отдельно от юридического дела компании.

Регистрация ККТ в налоговых органах по новому месту нахождения компании производится по заявлению фирмы после получения второго экземпляра о снятии с налогового учета или после получения юридического дела. Инспектор должен проверить ведение журнала кассира-операциониста с печатью старой ИФНС. Затем журнал заверяют согласно установленному порядку, предварительно присвоив ему регистрационный номер. Как только в налоговые органы поступили карточки снятых с регистрации ККТ от предыдущей налоговой инспекции, работники налоговых органов проводят сверку сведений о ККТ с данными, которые были указаны в заявлении о постановке на учет.

В новой налоговой инспекции после проверки данных, которые указаны я заявлении организации, в течение 5 дней проводится регистрация ККТ. Сведения о контрольно-измерительной технике инспекторами вносятся в Книгу учета ККМ организаций, которая ведется в налоговой инспекции. Во время снятия с учета ККТ нужно сверить расчеты с бюджетом.

Если организация не производит снятие ККТ с учета, то через 30 дней после отправки уведомления, тогда ИФНС ставит отметку в журнале регистрации ККТ и на дубликате регистрационной карточки кассы следующую пометку: "Организация перерегистрирована в ИФНС N ... (дата и номер письма), заявление о снятии ККТ с учета не подано". Затем дело они формируют и направляют дело в налоговые органы по последнему адресу фирмы. В новой налоговой инспекции данная организация автоматически включается в план проверок порядка применения кассовой техники.

Что делать с внебюджетными фондами?

Налогоплательщик не обязан уведомлять внебюджетные фонды об изменении юридического адреса, в соответствии с положениями ст. ст. 11 и 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 19.07.2007), ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2006), ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. от 21.07.2007).

Налоговые органы должны самостоятельно уведомлять соответствующие фонды. Это положение следует из п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ и п. 19 Правил ведения ЕГРЮЛ представления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438. Согласно данными нормам для налоговой инспекции установлен срок в 5 дней, в течение которого должны быть уведомлены территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

В соответствии со сведениями, получении из налоговой инспекции, фонды должны самостоятельно снять организацию с учета и поставить ее на учет по новому месту нахождения. В действующем законодательстве не указаны сроки передачи дел из одного отделения в другое.

Компании с лицензиями

Если организация имеет лицензию, то при смене адреса нужно сообщить об этом в лицензирующий орган. Для его уведомления подается заявление о переоформлении документа, которое подтверждается наличием лицензии. В заявлении нужно указать данные документа, которые подтверждают факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ и новые сведения о лицензиате. Это заявление должно быть подано в течение 15 дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ.

В ходе переоформления документов, лицензирующим органом вносятся коррективы в реестр лицензий. Данная процедура производится в течение 10 дней с момента получения заявления. За переоформление документа взимается государственная пошлина.

Как показывает практика, смена юридического адреса компанией проходит с изменением налоговой инспекции. Поэтому каждая компания, которая столкнулась с этой проблемой, должна совершить все действия, которые указаны в этой статье.

Очевидно, что смена юридического адреса – трудоемкий процесс. При допуске ошибок негативные последствия велики. Разумеется, их можно разрешить, но лучше всего, воспользоваться услугами специалистов.  

Брендюрева Ульяна Александровна



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее