При ведении деятельности часто юридические лица не ограничиваются работой по месту нахождения организации, создавая представительства, филиалы и обособленные подразделения, которые располагаются не по месту регистрации юридического лица.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ, можно выделить две основные формы обособленных подразделений, располагающиеся не по месту нахождения организации – ими являются представительства и филиалы. Основное отличие филиала от представительства заключается в том, что второе осуществляет интересы юридического лица, и реализует защиту интересов основного юридического лица, а первое может осуществлять функции основного юридического лица или часть таких функций, в том числе и все функции представительства.
В Гражданском кодексе не ограничены организации в создании своих структурных единиц. Так, ст. 11 Налогового кодекса РФ, вводится понятие «обособленное подразделение» – это любое территориально отделенное от организации подразделение, по месту нахождения которого имеются стационарные рабочие места. Обособленным подразделение признается вне зависимости от того, отражено или нет его создание в организационно-распорядительных документах компании и от полномочий, которыми наделено указанное подразделение. Отметим, что рабочее место признается стационарным в том случае, если оно создается на срок более одного месяца.
Все вышеперечисленные формы «обособок» являются структурными единицами организации.
Особенности их функционирования:
В акционерном обществе решение о создании любой формы обособленного представительства принимает Совет директоров, в Обществе с ограниченной ответственностью данное решение принимается Общим собранием участников. После принятия решения о создании, в ЕГРЮЛ должны быть внесены соответствующие изменения. В соответствие со ст. 55 ГК РФ, представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц, поэтому вносить сведения о филиале (представительстве) в учредительные документы юридического лица не нужно. Что касается обособленного подразделения, то сведения о его создании в ЕГРЮЛ не вносятся. Однако в течение одного месяца с момента создания необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации о том, что создано такое подразделение. Налоговая инспекция по месту нахождения обособленного подразделения выдаст соответствующее уведомление о постановке обособленного подразделения на налоговый учет.
Руководители обособленных подразделений должны быть назначены организацией. Данные организации действуют только на основании доверенности, которая определяет полномочия.
Деятельность структурных подразделений регламентируется Положением о представительстве (филиале), содержание которого определено головной организацией. Такое положение включает в себя задачи, цели и функции, виды осуществляемой деятельности, источники образования, органы управления и порядок взаимодействия с органами головной организации.
Отметим, что организация по месту нахождения представительства или филиалы имеет право открыть расчетный счет в банке, причем он поступает в распоряжение руководителя обособленного подразделения.
Все обособленные подразделения, представительства и филиалы можно разделить на две группы – не выделенные и выделенные на отдельный баланс. Рассмотрим особенности каждой из групп.
Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс.
Если количество сотрудников и объем операций не значителен, то тогда бухгалтерский учет ведется без выделения на отдельный баланс. В большинстве случаев, подразделения, которые не выделены на отдельный баланс, не имеют отдельного банковского расчетного счета. Материальные и денежные средства такие структурные единицы получают от головной организации.
В таком случае обособленное подразделение, представительство или филиал не ведут собственный бухгалтерский учет, и, как следствие, не имеют в своем штате бухгалтера. Первичные учетные документы, которые оформляются в ходе такой деятельности, передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерией производится обработка указанных документов, которые затем отражаются в учете. Отметим, что обязательства, имущество и операции, которые связаны с деятельностью структурных единиц, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.
Обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс.
Обособленные подразделения, которые выделены на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером. Бухгалтерия обрабатывает, систематизирует и хранит первичную документацию, ведет бухгалтерский учет обязательств, имущества и операций, которые связаны с деятельностью подразделения, формирует бухгалтерскую отчетность.
Для выбора вида обособленного подразделения, нужно определиться с целью его создания и учитывать нюансы процедур. Так, для того чтобы создать филиал или представительство необходимо внести данные в ЕГРЮЛ, и только после регистрации указанных изменений возможна постановка на налоговый учет такой структурной единицы. Создание обособленного подразделения гораздо проще: его нужно поставить на учет в территориальной налоговой инспекции. На принятие решения о виде структурного подразделения необходимо учитывать еще один факт. Организации, которые имеют представительства и филиалы, не могут работать по упрощенной системе налогообложения (УСН). Компании, создавшие обособленное подразделение в соответствии со ст. 11 НК РФ, имеют право работать по УСН.©
Игнатьева Елена Владимировна
Новости по теме:
21.12.2023 Применение льготной ставки по УСН
13.02.2023 Выбор между ИП и ООО в 2023 году
28.11.2022 Как зарегистрировать компанию в Казахстане
22.06.2021 Филиал или представительство?
Статьи по теме:
21.01.2020 Верховный Суд сохранил обременения приобретенного на банкротных торгах имущества
15.10.2018 Филиал, представительство, обособленное подразделение: что открыть?
25.09.2012 Особенности регистрации фирм на Украине
15.02.2012 Отказы в регистрации: насколько они правомочны
20.09.2010 Регистрация коммерческих организаций с иностранными учредителями
Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее