8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Новеллы, посвященные субсидиарной ответственности в банкротстве

25.04.2017

С 28 июня 2017 года в силу вступает в силу новая редакция закона о банкротстве. Львиная доля изменений придётся на порядок привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Процесс рассмотрения заявлений, срок на их подачу, возможность рассмотрения за рамками банкротства, нюансы исполнения – все эти вопросы детально регламентированы. Законодатель нацелился на повышение эффективности данного правового института, который зачастую оказывается последней надеждой кредиторов на взыскание задолженности с несостоятельного должника.

Первое изменение касается возможности подачи заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Согласно действующей редакции закона такое заявление рассматривается арбитражным судом только в рамках дела о банкротстве должника. С лета такое заявление может быть рассмотрено за рамками банкротного дела в случае, если процедура конкурсного производства завершена или дело о банкротстве прекращено по причине недостатка средств на проведение процедуры. В этих случаях заявление будет рассматривать арбитражный суд, рассматривавший дело о банкротстве.

Данное изменение расширяет процессуальные рамки субсидиарной ответственности, даёт кредиторам дополнительные возможности получить удовлетворение за счёт контролирующих лиц.

Второе изменение затрагивает срок на подачу заявления. Нынешний закон устанавливает, что оно может быть подано в течение года с момента как заявитель узнал о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности. Новая редакция увеличивает данный срок до трёх лет. В случае если конкурсное производство было завершено, то для подачи заявления установлен срок – 3 года со дня завершения. Данный срок может быть восстановлен судом, если он был пропущен по уважительной причине.

Третье изменение предусматривает, что если на момент рассмотрения заявления расчёты с кредиторами не окончены, и, соответственно, размер ответственности определить невозможно, суд при рассмотрении заявления устанавливает факты, имеющие значение для привлечения к субсидиарной ответственности и при наличии соответствующих оснований выносит судебный акт, которым устанавливается субсидиарная ответственность, а вопрос о размере ответственности приостанавливается до момента окончания расчётов с кредиторами. При завершении конкурсного производства управляющий рассчитывает размер сумм, подлежащих взысканию в пользу лиц, с которыми должник не смог расплатиться в ходе конкурсного производства, и ходатайствует о возобновлении производства по заявлению. В данном случае суд одновременно рассматривает вопрос о завершении конкурсного производства и определении размера субсидиарной ответственности.

Эта новелла позволит не затягивать срок конкурсного производства рассмотрением заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и раздувать расходы на процедуру. Установить обстоятельства, позволяющие привлечь контролирующих лиц к ответственности, можно гораздо раньше окончания расчётов с кредиторами, заинтересованные лица смогут предъявить требование «по горячим следам», не дожидаясь окончания процедуры продажи имущества должника с торгов, которая может носить затяжной характер.

Следующее изменение также направлено на сокращение текущих расходов. Так, если основные мероприятия процедуры конкурсного производства окончены, и единственным препятствием к завершению дела является рассмотрение требования о привлечении к субсидиарной ответственности, суд по просьбе участников процесса приостанавливает производство по делу о банкротстве до момента разрешения вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности. За время приостановки арбитражный управляющий не получает ежемесячное вознаграждение.

Последнее крупное изменение касается выдачи исполнительного листа на судебные акты о привлечении к субсидиарной ответственности. Новой редакцией закона детально регламентирован порядок исполнения таких судебных актов, при этом взыскание осуществляется в очередности, определённой нормами закона о банкротстве, а не закона об исполнительном производстве.

В совокупности данные изменения призваны сделать субсидиарную ответственность более эффективным инструментом взыскания, казалось бы, безнадёжных долгов. Согласно статистике арбитражных судов с каждым годом размер сумм, взысканных с контролирующих лиц, неуклонно растёт.

Кузнецов Николай Николаевич

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций