В настоящее время значение института ликвидации в значительной степени возросло...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
11.11.2008

Рекомендации по ликвидации: уплата налогов в период ликвидации предприятия

В настоящее время значение института ликвидации в значительной степени возросло, что связано с проводимыми преобразованиями в экономической сфере, а также с сопутствующим им обновлением законодательства РФ.

В соответствии со ст.61 ГК РФ ликвидация фирмы (юридического лица) влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ предусматривает два способа и, соответственно, два порядка ликвидации юридических лиц: добровольный (обычный) и принудительный. Применительно к этим способам в п. 2 ст. 61 ГК РФ сформулированы и основания для ликвидации юридических лиц.

В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Следует отметить, что перечень оснований для ликвидации юридических лиц в добровольном порядке не является исчерпывающим, так как учредители (участники) юридического лица вправе его ликвидировать в любой момент. Важным моментом при этом является соблюдение установленного порядка ликвидации юридических лиц.

Что касается принудительной ликвидации юридических лиц, то, согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, решение о такой ликвидации может принять только суд.

В настоящее время право инициирования процедуры принудительной ликвидации юридических лиц предусмотрено, в частности, для следующих органов государственной власти:

1) регистрирующий (налоговый) орган;

2) антимонопольный орган.

Но следует отметить, что, являясь уполномоченными государственными органами, имеющими право требования ликвидации юридического лица, эти органы самостоятельно не принимают решения о ликвидации. Для принятия соответствующего решения им необходимо обратиться в суд.

Особым случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" расширяет круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" теперь распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Кроме того, следует иметь в виду, что Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает применение конкурсной процедуры в отношении юридических лиц лишь в случаях, когда общая сумма заявленных кредиторами требований составляет не менее 100 тыс. руб. и они не погашены в течение трех месяцев с даты наступления их исполнения.

Объявление банкротом и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (на основании заявления конкурсных кредиторов, уполномоченных органов), так и добровольными (по решению самого должника). Главную особенность такой ликвидации составляет обязательное соблюдение конкурсного порядка распределения имущества должника между его кредиторами.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что принудительная ликвидация юридического лица во всех случаях имеет место по решению суда.

Для начала Президиум ВАС РФ рекомендует все организации, разделить на пять групп.

1. Некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и организации, политические партии, общественные фонды, религиозные объединения и другие юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

2. Юридические лица, допустившие малозначительные нарушения или нарушения, негативные последствия которых уже устранены.

3. Недействующие юридические лица. О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних двенадцати месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.

4. Организации, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.

5. Организации, которые не удалось определить в предыдущие четыре.

Решение о ликвидации является первоначальным этапом ликвидационной процедуры как в добровольном, так и в принудительном порядках.

К решению о ликвидации юридического лица приравнивается решение о признании юридического лица банкротом, принятое арбитражным судом.

С момента внесения записи в государственный реестр ликвидируемое юридическое лицо значительно ограничивается в правах и в правоспособности в целом. Если же подобные ограничения будут нарушены, регистрирующий орган обязан принять решение об отказе в регистрации соответствующих фактов.

О начале процедуры ликвидации каждая организация обязано опубликовать данное событие в органах печати. В настоящее время публикации необходимых сведений о ликвидации юридических лиц производятся в специально учрежденном средстве массовой информации - "Вестнике государственной регистрации".

По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. По регламенту к моменту утверждения промежуточного ликвидационного баланса налогоплательщик уже обязан иметь на руках и копию решения инспекции, и требование об уплате всех налогов и санкций.

До снятия организации с единого государственного реестра юридических лиц у организации не исчезает обязанность по сдаче отчетности и уплате налогов.

В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.

На основании ст.23 НК РФ организация обязана письменно сообщить в налоговую инспекцию о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. Данное уведомление необходимо составить по форме, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Получив уведомление, налоговая инспекция начинает проверять ликвидируемую организацию. Налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налоговых органов или его заместителя, в котором указывается причина, по которой проводится контрольное мероприятие - ликвидация налогоплательщика. Ст. 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность. Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.

Налоговой проверки при ликвидации организаций можно избежать, для этого необходимо доказать, что в течение последних трех лет оно не занималось предпринимательской деятельностью. Для этого необходимо взять справку из банка, которая подтверждает, что денежные средства не поступали на счета и не перечислялись с них.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации. На основании п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. В случае неисполнения обязанности по уплате налогов в сроки, которые установлены законодательством о налогах и сборах, согласно ст. 75 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить пени на сумму недоимки.

Следовательно, ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

С момента принятия решения о ликвидации организации все расходы производятся за счет собственных средств. Расчеты с новыми кредиторами по обязательствам, возникшим после принятия решения о ликвидации, покрываются вне очереди. В случае если организация реализовала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов (налог на прибыль, НДС). Если до продажи активов организация не имела задолженности перед бюджетом и уже начала рассчитываться со своими контрагентами, то теперь вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

П.1 ст.49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

В случае если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных п.2 ст.49 НК РФ. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством РФ (п.3 ст.49 НК РФ).

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 64 ГК РФ. Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен п.4 ст.49 НК РФ.

Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абзаца 2 и 3 п.4 ст.49 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами.

В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.

П.5 ст.78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Следующий документ, который предоставляется в регистрирующий орган – ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс также является обязательным документом, предъявляемым на регистрацию. Важно понимать разницу и не путать понятия промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса. Первый регламентируется п. 2 ст. 63 ГК РФ, а второй - п.5 ст.63 ГК РФ.

Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем анализ положений ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

На основании п.5 ст.63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.

В связи с этим ФНС России рекомендует при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса или заявления о ликвидации юридического лица руководствоваться сроками составления (утверждения) промежуточного ликвидационного баланса, установленными ГК РФ.

На ликвидацию юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган необходимо представить один документ - определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Такое определение в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) принимается арбитражным судом по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

Нормы об исключении юридического лица из государственного реестра были введены в институт государственной регистрации Федеральным законом о внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ и в ст.49 ГК РФ. В ФЗ от 2 июля 2005 года №83-ФЗ была введена новая ст.21.1, которая и регламентирует правила исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Необходимость такого подынститута назревала уже давно. Проблема существования недействующих юридических лиц возникала на практике постоянно. Часто практикуемым методом ухода от требований кредиторов у российских недобросовестных предпринимателей служит создание "фирм-однодневок", которые принимают на себя все долги хозяев, а затем исчезают. Июльские изменения 2005 года данную ситуацию несколько изменили.

Брендюрева Ульяна Александровна,

руководитель отдела регистрации

Казанского юридического центра



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее