Один из наиболее актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией и осуществлением деятельности юридических лиц, - адрес организации

Россия [изменить]
Русский [изменить]
05.09.2008

Несовпадение юридического и фактического адреса: проблемы и последствия

Один из наиболее актуальных вопросов, связанных с государственной регистрацией и осуществлением деятельности юридических лиц, - адрес организации. В законодательстве таких понятий как «юридический адрес» и «фактический адрес» не существует, вместо них используется понятие «место нахождения юридического лица». Согласно п.2 ст.54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. П.2 ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (далее ФЗ №129-ФЗ) устанавливает, что государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Именно по этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом. То же самое понятие встречается и в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ) – место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. Однако НК РФ отдельно упоминает о месте осуществления деятельности организации через свое обособленное подразделение. Таким образом, законодатель осознает, что место регистрации, место фактического нахождения и место осуществления деятельности не всегда совпадают друг с другом. Чем же может на практике обернуться для юридического лица регистрация по одному адресу, а фактическое нахождение в другом месте?

Во-первых, проблемами при государственной регистрации. Перечень документов, необходимых при регистрации юридического лица, установлен ФЗ №129-ФЗ. В этом перечне не содержится ни одного упоминания о необходимости представить в регистрирующие органы документы, подтверждающие местонахождение юридического лица по указанному в учредительных документах адресу. Так же закон не предусматривает и проверок на предмет соответствия действительности данных, содержащихся в представленных документах. Однако на практике при государственной регистрации юридического лица в обязательном порядке налоговые органы требуют подтверждение нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах. Отсутствие в комплекте документов, подаваемых на государственную регистрацию при создании юридического лица, гарантийного письма от собственника помещения, подтверждающего согласие на размещение по указанному адресу вновь создаваемого юридического лица, неминуемо приводит к отказу в государственной регистрации. Налоговые органы мотивируют это следующими доводами. В письме ФНС от 1.02.2005 г. № 14-1-04/253 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» упоминается, что в случае указания в заявлении адреса создаваемого юридического лица, в отношение которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом, а, следовательно, непредставленным. И хотя законодательство, определяя место нахождения организации, не запрещает ей вести деятельность по другому адресу, на практике не приветствует несовпадение юридического адреса, указанного в учредительных документах, и фактического адреса юридического лица. Помимо сложностей, влекущих за собой возможный отказ в государственной регистрации, несовпадение фактического и юридического адресов может служить основанием для привлечения должностных лиц юридического лица к административной ответственности (ст. 14.25 КоАП) в случае, если такое несовпадение связано с предоставлением недостоверных или заведомо ложных сведений. Согласно ч.3 ст. 14.25 КоАП непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб.

Во-вторых, проблемами при постановке на налоговый учет. Согласно п.2 ст.11 НК РФ любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть, если организация функционирует по адресу, отличающемуся от адреса государственной регистрации, где располагается исполнительный орган, то у такой организации образуется обособленное подразделение. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации. В течение месяца с момента образования обособленного подразделения налогоплательщик обязан подать заявление в налоговые органы о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения. Нарушение срока подачи заявления является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 116 НК РФ). Кроме того, для должностных лиц организации, нарушившей сроки подачи заявления, предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ – штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Ведение деятельности без постановки на налоговый учет приводит к взысканию штрафа в размере 10 % от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20 тыс. руб. (п.1 ст.117 НК РФ). Если период деятельности без постановки на налоговый учет превышает срок в три месяца, то размер штрафа, накладываемого на организацию, возрастает до 20% от доходов за данный период работы, а должностные лица несут ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

В-третьих, проблемами с получением корреспонденции от налоговых и иных государственных органов. Отсутствие юридического лица по месту его регистрации влечет еще одну проблему – несвоевременное получение корреспонденции от государственных органов. Согласно п.5 ст. 101 НК РФ представители налоговых органов вручают копию решения и требование налогоплательщику или его представителю под расписку. Документы так же могут быть направлены по почте заказным письмом. При этом письмо считается полученным юридическим лицом по истечении 6 дней после его отправки. Неполучение требования об уплате налога и пени вовремя может привести к безакцептному взысканию денежных средств с банковских счетов налогоплательщика или обращению взыскания налога и пени на его имущество. Таким образом, налоговые органы не могут привлечь организацию и ее должностных лиц к налоговой и административной ответственности только в 2-х случаях:
- если юридический и фактический адреса совпадают;
- если исполнительный орган организации находится по месту государственной регистрации фирмы, и при этом соблюдены все условия подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения рабочих мест.

Юридическое лицо в ситуации несовпадения фактического и юридического адреса во избежание штрафов и других проблем с государственными органами, может поступить следующим образом. Либо внести изменения в учредительные документы и своевременно уведомить регистрирующие налоговые органы об изменении своего место нахождения, либо подать заявление о постановке на налоговый учет обособленного подразделения по месту ведения деятельности.

Птичкина Екатерина Михайловна 



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее