Наименование организации вообще, а коммерческой в частности – вопрос серьезный, и не столь обыденный и простой, как может показаться на первый взгляд. В связи со вступлением в действие с 1 января 2008 г. 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации данный вопрос приобрел особую актуальность.

Россия [изменить]
Русский [изменить]
30.04.2008

К вопросу о наименовании коммерческих организаций

Наименование организации вообще, а коммерческой в частности – вопрос серьезный, и не столь обыденный и простой, как может показаться на первый взгляд.

В связи со вступлением в действие с 1 января 2008 г. 4-й части Гражданского кодекса Российской Федерации данный вопрос приобрел особую актуальность. Отметим, что до последнего времени в отношении наименования коммерческой организации использовалась схема опосредованной фиксации фирменных наименований в процессе государственной регистрации юридических лиц, что по сути своей означало формальную процедуру внесения соответствующих записей о фирменном наименовании в Единый государственный реестр юридических лиц, которая не предусматривала правовую экспертизу предложенного заявителем наименования, то есть оно не проверялось на тождественность и на иные требования законодательства. В связи с этим, часто возникали ситуации, когда появлялись организации с одинаковыми названиями, совпадающими не только по своему фирменному наименованию, но и по организационно-правовой форме.

Характеризуя особенности правового регулирования затрагиваемой проблемы, отметим, что до последнего времени не было никаких законодательных возможностей избежать возникновения организаций не просто со схожими, но даже с идентичными наименованиями, что совершенно не отвечало потребностям современного хозяйственного оборота.

С 1 января 2008 г. общий порядок формирования и регистрации наименований коммерческих организаций регулируется статьей 54 раздела I и статьями раздела VII Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанным статьям коммерческая организация должна иметь полное и вправе иметь сокращенное название, состоящее из указания на организационно-правовую форму и фирменного наименования. Причем фирменное наименование не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Например, не будут соответствовать законодательным нормам такие названия, как: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости», Закрытое акционерное общество «Строительная компания» и т.п.
С точки зрения, одного из правоведов Гришаева С.П.: «Фирменное наименование (фирма) - это разновидность средств индивидуализации коммерческих юридических лиц. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права и обязанности, ведут производственную и (или) иную основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде (арбитраже). Главное его назначение - индивидуализировать участника гражданского оборота - предпринимателя - среди других лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью». С этим мнением трудно не согласиться.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться: 1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; 4) полные или сокращенные наименования общественных объединений; 5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В случае несоблюдения указанных выше норм законодатель предусматривает право органов Федеральной налоговой службы РФ предъявить юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Думается, что на сегодняшний день в отношении коммерческих организаций наибольшую значимость имеют положения статьи 1474 Гражданского кодекса РФ, в которой п. 3 устанавливает, что: «не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица». П. 4. ст. 1474 Гражданского кодекса РФ, предусматривает гражданско-правовую ответственность за нарушение предыдущего пункта рассматриваемой статьи. В нем прописано, что: «юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки» В данном случае речь идет о возмещении, как реального ущерба, так и упущенной выгоды.

Однако законодатель не внес каких-либо изменений, связанных с наименованием организаций в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что представляется несколько нелогичным. Так, не расширены основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц. То есть основание для отказа - «тождественность названия» отсутствует. На основании этого можно придти к выводу, что регистрирующий орган не может отказать в регистрации на основании того, что уже существует организация с определенным фирменным названием. В связи с этим, организации могут регистрироваться на свой страх под любым, в рамках закона, именем – их риски ограничиваются вероятностью претензий со стороны их предшественников.

Таким образом, действующим законодательством, наконец были решены некоторые основополагающие вопросы, касающиеся правового статуса наименования коммерческих организаций. Среди них отметим следующие: - во-первых, еще раз была обозначена императивная структура наименования: организационно-правовая форма и фирменное наименование; - во-вторых, законодатель запретил использование тождественных или схожих форм наименования, которые не позволяют идентифицировать организации; - в-третьих, сделана попытка регулирования механизма санкции, ответственности за нарушение норм, регулирующих порядок владения и пользования наименованием коммерческой организации; - в-четвертых, был решен вопрос о времени возникновения права использования определенного наименования – с момента регистрации организации - и времени его прекращения – с момента изменения наименования организации или ликвидации организации.

Вместе с тем, остался недостаточно проработанным и решенным вопрос, который должен был быть гарантом действенности законодательных новелл. Это вопрос ответственности за нарушение норм, регулирующих порядок использования наименования организации. С одной стороны, ответственность введена, а с другой, она носит несколько умозрительный и необязательный характер. Полагаю, что необходимо добавить к полномочиям органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц право отказа в государственной регистрации юридического лица, если оно регистрируется под дублирующим названием.

Надеемся, что законодатель в ближайшее время внесет соответствующие поправки и дополнения и вопрос о наименовании коммерческих организаций будет оптимально и всесторонне разрешен.

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее