Налоговая показала как взыскать долги. Бизнесу есть чему поучиться

Россия [изменить]
Русский [изменить]
21.12.2016

Как использовать ужесточение практики взыскания налогов в свою пользу?

В кризис роль Федеральной налоговой службы в формировании доходной части бюджета резко возросла, поскольку существенно снизились поступления от нефтегазового сектора, перекрывавшие налоговые недоимки по остальным отраслям.

Пристального внимания со стороны фискалов удостоился средний и малый бизнес. Судя по сведениям ведущих СМИ и статистике самой налоговой, борьба за налоги ведется весьма успешно - поступления в бюджет по отдельным отраслям существенно выросли.

Очевидно, что жить бизнесу в таких налоговых реалиях стало гораздо сложнее. Но с другой стороны, практики взыскания налоговых долгов могу быть успешно реализованы в обычной деятельности компании при работе с дебиторами.

Результатами «взыскательской» работы налоговой может воспользоваться любой предприниматель или компания в своих собственных интересах и превратить зависшую задолженность в деньги.

По нашему мнению, практическими достижения фискалов являются следующие события:

  1. Остановлена «миграция» компаний. Самый популярный и простой способ ухода от обязательств сейчас является практически не пригодным из-за административной практики ФНС по всей стране;  
  2. Суды охотнее и чаще применяют обеспечительные меры, направленные на предотвращение изменения регистрационных данных должников – судебным запретом останавливается смена руководства, состава участников (акционеров) или адреса компаний;  
  3. Существенно затруднена реорганизация. Т.е. традиционные техники «слива» компании практически не работают;  
  4. Невозможна ликвидация даже с «коммерческими» долгами. ФНС проводит работу по обеспечению достоверности данных реестра, к составной части которого относится ликвидационный баланс. Наличие любой непогашенной задолженности исключает возможность завершения ликвидации;  
  5. Даже завершенная реорганизация или ликвидация может быть успешно оспорена сразу по нескольким основаниям: от нарушения процедуры (не уведомление кредиторов или предоставление недостоверных сведений) до мнимости реорганизации как сделки (ст. 170 ГК РФ);  
  6. Практика привлечения органов управления и контролирующих лиц (директоров/участников и иных лиц) к субсидиарной ответственности приняла устойчивый положительный тренд. Такой подход обеспечен как ужесточением законодательства, так и правоприменительной практикой. Фактически действует презумпция виновности менеджмента должника;  
  7. Институт оспаривания сделок несостоятельного налогоплательщика используется намного более эффективно. Судебная статистика подтверждает увеличение числа оспоренных операций банкрота.  

Отдельного упоминания стоит технология установления взаимозависимых лиц, с помощью которого ФНС определяет структуру, на которую были переведены «обороты» в целях недопущения обращения взыскания по налоговым обязательствам. При этом Верховный Суд поддержал неформальный подход налоговиков по спору и установил взаимозависимость в условиях отсутствия прямых корпоративных и семейных связей.

Пока «коммерческому» кредитору такой инструмент не доступен, но нельзя исключать того, что подобную практику установления зависимых и подконтрольных лиц удастся распространить и на обычные взыскательские споры или, хотя бы, на оспаривание сделок, где установление знания контрагента о пороках сделки играет ключевую роль. Одним из таких признаков является расширение перечня заинтересованных лиц при корпоративном оспаривании сделок юридических лиц с 1 января 2017 года.

В итоге, арсенал кредитора (в том числе и коммерческого) существенно расширен, а исполнимость судебного акта и вероятность взыскания увеличена до прогнозируемых пределов, «сливные» шлюзы налоговая не без помощи законодателя и судебной практики пока прикрыла

Смирнов Александр Андреевич

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее