Обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

Россия [изменить]
Русский [изменить]

Раз в месяц мы отправляем дайджест с самыми популярными статьями.

14.04.2014

Досудебное урегулирование налоговых споров

В гл. 19 НК РФ вступили поправки с 01.01.2014 года – обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, также распространяющийся на действие либо бездействие должностных лиц. К таким действиям и бездействиям относятся:

  • сомнения налогоплательщика о неправомерном доначисления налогов в ходе проверок,
  • незаконное требование документов, неправомерное блокирование счета в банке,
  • отказ налогового органа в приеме отчетности.

В связи с этим налогоплательщик должен до обращения в суд совершить ряд действий по урегулированию спорных ситуаций. Более подробно ряд данных действий указан в гл. 19 НК РФ, последние поправки в данную главу были внесены Федеральным Законом от 02.07.2013 года № 153 ФЗ.

Необходимо более подробно рассмотреть все преимущества досудебного урегулирования, как и куда подавать жалобу, сроки рассмотрения и т.д.

Досудебное урегулирование менее формализовано, более понятно налогоплательщикам, является менее затратным, чем судебное разбирательство. Также данное урегулирование пойдет на пользу проверяющим и проверяемым, снизит нагрузку в судебных органах.

Как правило, рассмотрение иска в судебном порядке занимает не одно и не два заседания. В досудебном урегулировании установлены определенные сроки - максимум два месяца с соблюдением всех процессуальных сроков, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Досудебное урегулирование споров рассматривает вышестоящий налоговый орган.

Досудебное урегулирование споров межу налогоплательщиком и налоговым органом начали действовать еще с 2011 года. Но как показывала практика, не все было так идеально. В связи с принятием ФЗ №153 от 02.07.2013 года были устранены существенные противоречия налоговых споров. ФНС считает, что это поможет расширить возможности налогоплательщиков реализовывать свои права на защиту своих интересов.

Что такое ненормативный правовой акт?

Налоговый кодекс не дает четкого разъяснения данного понятия. Но в ФЗ №153 от 02.07.2013 года досудебный порядок распространяется на все ненормативные акты. За разъяснением данного понятия необходимо обратиться к Постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 года № 5 - под данным понятием понимается любой акт налогового органа, т.е. любой документ подписанный руководителем либо заместителем руководителя налогового органа и касающейся конкретного налогоплательщика - это может быть и требование, и решение, постановление и т.д. Даже не смотря на то, что данное постановление утратило силу в связи с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, но данная трактовка актуальна и на сегодняшний день.

С чего начинается досудебное урегулирование?

Досудебное урегулирование начинается с момента вручения налогоплательщику решения о привлечении к ответственности.

В п.4 ст. 31 НК РФ указан общий порядок вручения налогоплательщику документов. Они могут быть вручены самому налогоплательщику, его представителю:

  1. Лично под расписку;
  2. По почте заказным письмом;
  3. В электронной форме по ТКС.

Но нужно помнить, что в Письме ФНС России от 20.09.2013 №АС-4-2/16981 указан перечень документов, на которые данные правила не распространяются, в том числе на результаты выездных и камеральных проверок.

Решение должно быть передано в течение пяти дней со дня его вынесения либо лично под расписку проверяемому лицу либо иным способом, свидетельствующим о его получении (его представителем). Но под иным способом не понимается направление решения по почте, так как в п.9 ст.101 НК РФ указано: если решение невозможно вручить одним из приведенных способов, то оно направляется по почте заказным письмом, на юридический адрес организации (обособленного подразделения) либо на домашний адрес физического лица. Возможно, под иным способом понимается передача данного решения по электронной форме ТКС.

В апелляционном порядке налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа. Установленный срок для подачи жалобы в соответствии с п.9 ст. 101 НК РФ составляет 1 (один) месяц со дня вручения данного решения. Если в течение это срока налогоплательщик не успел подать жалобу, то срок подачи не подлежит восстановлению. Но это не означает, что утрачивается обязанность досудебного урегулирования спора. Налогоплательщик должен подать жалобу на уже вступившее в законную силу решение. Для этого веден один год со дня вступления решения в законную силу.

Жалоба оформляется в соответствии со ст. 139.2 НК РФ в письменной форме. Подписывается лицом, ее подавшим, либо представителем. Если жалоба подписывается представителем, к ней необходимо прикладывать документ, подтверждающий его полномочия.

Форма жалобы не утверждена законодательством. В связи с этим она подается в свободной форме и должна содержать:

  1. Наименование и адрес организации или ФИО физического лица.
  2. Обжалуемый акт налогового органа.
  3. Наименование инспекции, решение которой оспаривается.
  4. Основания для оспаривания.
  5. Требование лица подающего жалобу.

Жалоба может не рассматриваться по существу, если:

  1. Жалоба не подписана заявителем, либо его представителем и не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя;
  2. Нарушен срок для подачи жалобы и заявитель не обращался с ходатайством об его восстановлении;
  3. Отказ в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налогового органа.
  4. Налогоплательщик отозвал жалобу до вынесения решения (полностью или частично).
  5. Заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

В связи с вышеизложенным любой налогоплательщик, который не согласен с решением налогового органа, вправе его обжаловать.

Парежева Любовь Владимировна

Теги: налог, налог

0
0

Представьтесь, пожалуйста*
E-mail (будет скрыт)*
Ваш комментарий*
* Помеченные поля, которые необходимо заполнить
Код подтверждения (captcha)
Текст на картинке

Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее