Сегодня возросло значение института ликвидации. Это связано с проводимым...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
24.09.2012

Рекомендации при ликвидации предприятия

Сегодня возросло значение института ликвидации. Это связано с проводимым преобразованиями в экономической сфере и обновлением законодательства РФ.

Согласно ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода обязанностей и прав в порядке правопреемственности. В Гражданском кодексе предусмотрено два порядка ликвидации юридических лиц – добровольный и принудительный. Применительно к данным способами в п.2 ст.61 ГК сформулированы основания для ликвидации фирмы.

В добровольном порядке решение о ликвидации юридического лица принимается учредителям или органами юридического лица, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с достижением цели, ради которого оно было создано и истечением срока, на который было создано юридическое лицо.

Также необходимо отметить, что основания для ликвидации юридических лиц в добровольном порядке не признаются исчерпывающими, потому как учредители юридического лица имеют право его ликвидировать в любое время. Важный момент – соблюдение принятого порядка ликвидации юридических лиц.

Решение о принудительной ликвидации имеет право принять только суд. Сегодня право инициирования данной процедуры предусмотрено для органов государственной власти, среди которых:

  • антимонопольные органы;
  • налоговые органы.

Отметим, что указанные органы не имеют права самостоятельно принимать решения о ликвидации, так как они являются уполномоченными государственными органами, которые имеют лишь право требовать ликвидировать юридическое лицо. Для принятия данного решения они должны обратиться в суд.

Особый случай ликвидации юридического лица – это признание его банкротом. ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" увеличивает круг лиц, которые могут быть признаны банкротами. Действие данного закона теперь распространяется на все юридические лица, кроме государственных предприятий, политических партий, учреждений и религиозных организаций. Также следует иметь в виду, что в Федеральном Законе предусмотрено применение конкурсной процедуры в отношении тех юридических лиц, когда общая сумма заявленных требований кредиторами составляет менее 100 тысяч рублей, и данная сумма не погашена в течение трех месяцев с момента наступления их исполнения.

Признание банкротом и дальнейшая ликвидация юридического лица могут носить как принудительный, так и добровольный характер. Особенность такой ликвидации – это соблюдение конкурсного порядка распределения имущества между кредиторами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что принудительная ликвидация может быть осуществлена лишь по решению суда.

Президиум ВАС РФ рекомендует все организации разделить на следующие группы:

  1. Некоммерческие организации. К данным организациям относятся политические партии, общественные фонды, религиозные объединения, общественные организации и другие юридические лица, которые не имеют целью своей деятельности получение прибыли.
  2. Юридические лица, которые допустили незначительные нарушения, а их негативные последствия устранены.
  3. Недействующие юридические лица. В качестве фактов прекращения деятельности организации выступают невозможность установления места пребывания ее органов, отсутствие операций по банковским счетам на протяжении 12 месяцев, невозможность установления места пребывания органов управления.
  4. Организации, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве.
  5. Организации, которые не были определены к вышеперечисленным.

Решение о ликвидации – это первоначальный этап ликвидационной процедуры в добровольном и принудительном порядках.

Решение о ликвидации юридического лица приравнивается решению признания юридического лица банкротом, которые было принято арбитражным судом.

С момента внесения записи в государственный реестр, ликвидируемое юридическое лицо ограничивается в правах и правоспособности. При нарушении подобных ограничений, регистрирующий орган должен принять решение об отказе данных фактов.

О начале процедуры ликвидации организация должна опубликовать данное событие в органах печати. Сегодня публикация сведений о ликвидируемых юридических лицах предусмотрена в специально учрежденном СМИ - "Вестнике государственной регистрации".

После того, как истекает срока предъявления требований кредиторами, ликвидационной комиссией составляется промежуточный баланс, который утверждается учредителями юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации. Согласно регламенту, к моменту утверждения промежуточного баланса налогоплательщик должен иметь на руках копию решения и инспекции и требование об уплате налогов.

До снятия организации с ЕГРЮЛ, у компании не исчезает обязанность по сдаче отчетности и уплате налогов.

Согласно п.1 ст. 126 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в указанный срок в налоговую инспекцию документов и сведений, влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документов.

В соответствии со ст.23 НК РФ, организация должна в письменном виде сообщить в налоговые органы о своей ликвидации в течение трех дней с момента принятия решения. Это уведомление должно быть составлено по форме, утвержденной Правительством РФ от 19 июня 2002 года № 439 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

При получении уведомления, налоговые органы начинают проверку ликвидируемой организации. Налоговая проверка проводится по решению руководителя налоговой инспекции или его заместителя, в котором указана причина ликвидации налогоплательщика. В ст. 89 НК РФ сказано, что налоговые инспекторы не имеют право проводить 2 выездные проверки по одним и тем же налогам на протяжении одного календарного года, но данное ограничение не распространяется на проверки организаций, которые прекращают свою деятельность. Длительность выездной проверки составляет 2 месяца, но в большинстве случаев, проверка носит более затяжной характер.

Избежать налоговой проверки при ликвидации организации можно, но для этого нужно доказать, что она в течение трех лет она не занималась предпринимательской деятельностью. С этой целью нужно взять справку из банка, которая подтверждает, что операции по переводу денег на счет не производились.

Согласно актам сверки с налоговыми органами и актами документальной проверки расчетов и определяется сумма задолженности предприятия. В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщик должен уплатить налоги, установленные законом. При неисполнении обязанностей по уплате налогов в указанные сроки, ст. 75 НК РФ предусмотрена уплата пеней налогоплательщиком на сумму недоимки. Ликвидационная комиссия должна представить в налоговую инспекцию декларации по каждому из налоговой, который подлежит уплате в бюджет до момента ликвидации.

С того момента, как было принято решение о ликвидации, все расходы производятся за счет собственных средств. Вне очереди покрываются расходы, возникшие после принятия решения. Если организация реализовала определенные активы, то она обязана уплатить налоги (НДС, налог ан прибыль). Если до продажи активов компания не имела задолженности перед бюджетом, и начала рассчитываться со своими контрагентами, то у нее вновь появляется обязанность по уплате налогов.

Обязанность по уплате налогов исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, которые были получены от реализации имущества компании. Если денежных средств не хватает для уплаты налогов, то оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями организации в установленном законодательством РФ порядке.

Обязанность удовлетворения предъявленных кредиторами требований установлена ст. 64 НК РФ, а порядок погашения задолженности по налогам организации установлен п.4 ст.49 НК РФ.

Если у ликвидируемой организации имеются суммы излишне уплаченных организацией налогов, то указанные суммы зачитываются в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам в порядке, установленном гл.12 НК РФ, в течение месяца с момента подачи заявления налогоплательщика-организации. Сумма излишне уплаченных налогов распределяется по бюджетным и внебюджетным фондам, пропорционально общим суммам задолженности по налогам перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Если у ликвидируемой организации отсутствует задолженность по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, то излишне указанная подлежит возврату организации в течение одного месяца. Согласно положениям абзаца 2 и 3 п.4 ст. 49 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога должна быть распределена между бюджетными и внебюджетными фондами, пропорционально общей задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Следовательно, если у ликвидируемой организации имеются недоимки по налогам в бюджеты другого уровня, то сумма излишне уплаченного налога в федеральный бюджет не возвращается. В п.5 ст. 78 НК РФ сказано, что налоговая инспекция имеет право самостоятельно проводить зачет в том случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Еще один документ, который нужно представить в регистрирующий орган – это ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс – обязательный документ, который предъявляется на регистрацию. Нужно понимать разницу и не путать промежуточный ликвидационный и ликвидационный баланс. В ГК РФ не установлен перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Согласно анализу положений ст. 63 ГК РФ, в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов. Ликвидационный и промежуточный ликвидационный баланс должен быть составлен в письменной форме.

Согласно п.5 ст. 63 ГК РФ, ликвидационный баланс должен быть составлен ликвидационной комиссией после того, как был произведен расчет с кредиторами после инвентаризации оставшегося имущества.

Для ликвидации юридического органа при применении процедуры банкротства в регистрирующий орган нужно представить 1 документ – это определение арбитражного суда о завершении производства. Данное определение согласно законодательству о банкротстве принимается арбитражным судом согласно результатам рассмотрения отчета управляющего о результатах ведения производства на конкурсной основе.

Нормы об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ был введены в институт государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ и в ст.49 ГК РФ. Однако в данный закон была введена ст.21.1, в которой регламентированы правила выбывания юридического лица, который прекратил свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Потребность в таком институте назревала уже долгое время, так как в действительности проблема существования недействующих юридических лиц возникала регулярно. 

Брендюрева Ульяна Александровна



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее