Перед регистрацией средства массовой информации необходимо определиться с видом СМИ...

Россия [изменить]
Русский [изменить]
11.02.2013

Особенности регистрации СМИ

Перед регистрацией средства массовой информации необходимо определиться с видом СМИ и формой распространения. Необходимо отметить, что регистрация СМИ – не самое первое, что предстоит в процессе создания.

При принятии решения о регистрации средства массовой информации, необходимо разрешить следующие задачи:

  • определиться с тематикой и целями, которые предстоит решать учрежденному средству массовой информации (получение прибыли, политическое влияние, научное обозрение и многие другие);
  • определить источники финансирования, сроки получения прибыли и бюджет;
  • определить форму распространения.

После того, как определены основные шаги в регистрации, можно перейти к решению ряда важных вопросов:

  • придумать наименование;
  • установить учредителя;
  • установить главного реактора;
  • собрать материалы для публикации в СМИ;
  • проверить изготовителя конечной продукции (для печатных изданий - это газета, журнал и т.д., для интернет-сайта – это тексты статей, с ключевыми словами, ссылками, для телерадиопрограммы – это надлежащие аудио или видеозаписи);
  • определить распространителей средств массовой информации.

Наименование СМИ

Название СМИ будет присутствовать постоянно во всех данных. Какое Вы укажите наименование в заявлении на регистрацию СМИ, так оно и будет указано в свидетельстве о государственной регистрации. Если наименование Вашего средства массовой информации будет совпадать с наименованием уже зарегистрированного СМИ, и будет совпадать форма распространения, то Вам откажут в регистрации.

Причиной для отказа в регистрации не может и являться то факт, что наименование СМИ будет созвучно с ранее зарегистрированными. К примеру, в его наименовании могут использоваться "не алфавитные" символы: "Звезда", "Звезда +", "Звезда плюс" - три разных наименования.

Если форма распространения разные, то у СМИ могут совпадать наименование. Например, телеканал "Вести региона" и газета "Вести региона".


Учредитель СМИ

Учредитель СМИ – лицо, которое решило выступить учредителем средства массовой информации.

Согласно ст.7 Закона РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 установлен перечень лиц, которые могут быть учредителями СМИ: гражданин, объединение граждан, юридическое лицо, государственный орган, орган местного самоуправления.

Учредителем теле- или радиоканала может быть только организация, имеющая право быть учредителем в соответствии со ст. 7 Закона «О СМИ». Определены ограничения к учредителю теле- и радиоканалов юридическому лицу с иностранным участием.

Общие условия, установленные ст.7 Закона РФ «О СМИ» также применимы и к учредителю СМИ сетевого издания, единственным нюансом является подтверждение на право администрирования доменного имени сайта, к которому будет привязано сетевое издание.

Учредитель средства массовой информации может являться учредителем неопределенного количества других средств массовой информации, редакцией СМИ, учредителем юридического лица — редакции СМИ, выполнять роль издателя, распространителя и быть собственником имущества редакции. При изменении местонахождения редакции, периодического выпуска или максимального объема, средство массовой информации, учредитель должен оповестить регистрирующий орган.


Главный редактор

Главный редактор назначается - это лицо, которое возглавляет редакцию и принимает решения по вопросам выпуска СМИ. Лицо на данную должность назначается учредителем средства массовой информации. Главный редактор несет ответственность за соответствие издаваемого СМИ законодательству и перед выходом СМИ в эфир обязан давать разрешения.

В качестве главного редактора может быть назначен учредитель, руководитель юридического лица, а также стороннее физическое лицо.


Регистрация СМИ

Вести работу средство массовой информации может после регистрации, кроме случаев, указанных в ст. 12 Закона РФ «О СМИ».

Регистрация СМИ не требуется тогда, когда они создаются органами государственной власти и местного самоуправления в целях издания их официальной информации и материалов, нормативно-правовых актов; печатных публикаций тиражом менее 1000 экземпляров; радио- и телепрограмм, которые распространяются по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного учреждения либо имеющим не более 10 абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых тиражом не более 10 экземпляров.

Интернет-сайт может регистрироваться как сетевое издание в соответствии с Законом РФ «О СМИ». Сайт, который не прошел регистрацию в качестве СМИ, по сути таковым не является. Иначе говоря, регистрация СМИ – это его юридическое создание.

Только после разрешения вышеперечисленных вопросов можно перейти к следующему этапу – регистрации СМИ.

Срок регистрации средства массовой информации составляет 1 месяц. На регистрацию подается ряд документов с заявлением и квитанцией об уплате государственной пошлины. За распространение СМИ без регистрации (в том случае, если оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке), в КоАП предусмотрена ответственность. В частности, предусмотрен следующий ряд штрафных санкций:

  • На организации - от 20000 до 30000 рублей с конфискацией предмета правонарушения.
  • На должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей с конфискацией предмета правонарушения.
  • На граждан - от 1000 до 1500 рублей с конфискацией предмета правонарушения.

Перед регистрацией средства массовой информации необходимо предусмотреть все нюансы, указанные в статье, и тогда СМИ будет успешно работать и приносить прибыль. 

Подскребышева Лилия Викторовна



Компания Экспресс регистрация не является регистрирующим органом и оказывает услуги только в части получения/подачи/подготовки документов (сведений) и/или представительства в соответствующих государственных органах, осуществляющих государственную регистрацию (регистрацию изменений/реорганизацию/ликвидацию) юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, регистрацию перехода прав на объекты недвижимости, регистрацию выпуска (дополнительного) выпуска ценных бумаг (акций), регистрацию объектов интеллектуальной собственности и перехода прав на них и пр. Подробнее