8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

О сроке давности при оспаривании сделок должника

03.07.2015

В делах о банкротстве сложилась практика определения срока давности исходя из положений ГК РФ. В соответствии со ст. 61.9 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника может быть подано в арбитражный суд внешним или конкурсным управляющим, срок давности при этом надлежит исчислять с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о наличии оснований для оспаривания сделки.

Поэтому ключевым для судов является определение момента, когда конкурсный управляющий узнал или должен был узнать об указанных основаниях для оспаривания сделки. В подтверждение доводов управляющего о дате, когда ему стало известно о таких основаниях, им могут быть представлены в суд соответствующие доказательства. При этом согласно п. 32 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 исковая давность при оспаривании сделки применяется по заявлению другой стороны, при этом на заявителе такого ходатайства лежит бремя доказывания истечения давности.

Таким образом, как показывает судебная практика, когда процессуальный оппонент не опроверг доводы арбитражного управляющего о начале течения срока исковой давности, срок следует исчислять именно с этой даты.

Иногда, с учетом фактических обстоятельств дела судами может быть сделан вывод о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с даты назначения конкурсного (внешнего) управляющего. Такой вывод правомерен, когда арбитражный управляющий до своего назначения в качестве конкурсного (внешнего) управляющего узнал об основаниях для оспаривания сделки. Логично, что срок давности начнет течь с даты назначения, когда появится субъективное право на оспаривание.

В недавнем Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2015 N 309-ЭС15-1959 суд, руководствуясь именно этой позицией указал, что заявитель узнал в период исполнения им обязанностей временного управляющего об основаниях для оспаривания сделки, о чем свидетельствует заключение о наличии признаков банкротства, составленное им, в котором отражена спорная сделка.

В остальных случаях само по себе назначение конкурсного управляющего не приводит к началу течения срока исковой давности. Но п. 32 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ разъясняет, что судам для определения того, должен ли был арбитражный управляющий знать о наличии оснований для оспаривания сделки, учитывается, насколько управляющий мог установить наличие таких обстоятельств, насколько оперативно запросил всю необходимую ему для осуществления своих полномочий информацию.

К сожалению, установление этих обстоятельств находится в полной зависимости от судейского усмотрения, к тому же иногда судами не дается им оценка и не учитывается характер и степень препятствий к такому ознакомлению, которые возникли не по вине арбитражного управляющего.

Мличковский Александр Валериевич 

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций