Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств либо за нарушение сроков исполнения обязательств, предусмотрена практически каждым договором. Так и в рассматриваемом споре, госконтракт предусматривал неустойку за просрочку промежуточных сроков и окончательного срока выполнения работ. Однако начисление неустойки согласно положениям данного госконтракта производилось со всей суммы договора.
В связи с нарушением сроков исполнения обязательства госзаказчик обратился в суд с требованием неустойки, что и было удовлетворено судами трех инстанций, несмотря на обращение ответчика о снижении неустойки согласно ст 333 ГК РФ. Однако, ВАС РФ (Постановление от 15.07.2014г № 5467/14) отправил дело на новое рассмотрение, ввиду того, что счел начисление неустойки на общую сумму контракта нарушением баланса интересов сторон, т.к. в данном случае не учитываются уже выполненная часть работ подрядчиком, и компенсация для госзаказчика складывается в том числе из суммы выполненных и принятых им работ.
Кроме того, следует учитывать, что в госконтрактах подрядчик - всегда слабая сторона и не может влиять на изменение условий контракта, что вынуждает его идти на заведомо неблагоприятные для себя условия, а госзаказчику получать необоснованные преференции.©
Цапина Марина Викторовна