8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Коммерческое обозначение – бренд или бред: проблемы доказывания при его защите.

07.07.2010

Понятие коммерческого обозначения раскрывается в четвертой части Гражданского кодекса и означает название (обозначение), призванное наделить отличительными признаками предприятие юридического лица или индивидуального предпринимателя от иных предприятий. Коммерческое обозначение признается законом средством индивидуализации, что автоматически приравнивает его к результатам интеллектуальной деятельности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, т.е. право его использования является исключительным и принадлежит только правообладателю, который вправе защищать обозначение от посягательств других лиц.

Возрастание конкуренции на любом рынке приводит к неминуемому желанию некоторых его участников скопировать модель, используемую лидером этого рынка, либо группы компаний, ведущих бизнес более успешно, нежели остальные. Самым простым и не затратным способом является повторение популярного названия предприятия в своей деятельности в целях привлечения большего числа клиентов, используя ассоциации потребителей новой компании с компанией–лидером. Для пресечения такой деятельности в российское законодательство введен институт исключительного права на средства индивидуализации, к которому относится и коммерческое обозначение.

Юридическое лицо вправе защитить себя от недобросовестной конкуренции, предъявив иск в защиту своего фирменного наименования, которое содержится в его уставе и включено в Единый государственный реестр юридических лиц.

А как быть индивидуальным предпринимателям, которые своей деятельностью добились узнаваемости своего предприятия? Устава у предпринимателя нет, в реестр вносится только его личные данные. Некоторым образом уравнять их права в сфере интеллектуальной собственности с фирмами призвано коммерческое обозначение. Однако, организации использующие для индивидуализации предприятия не фирменное наименование и предприниматели скорее всего столкнуться с рядом проблем при защите обозначения от сходного или тождественного использования иными участниками оборота.

Следует понимать, что большинство известных на определенной территории, названий и обозначений, появилось ранее 2008 года, поскольку для приобретения узнаваемости необходимо длительное использование обозначения.

Вместе с тем, содержание понятия коммерческое обозначение появилось только в четвертой части ГК РФ, которая была введена в действие в 2008 году. До этого года интеллектуальная собственность и средства индивидуализации регулировались самостоятельными федеральными законами и неотмененными нормативно-правовыми актами советского периода.

Из всех нормативно-правовых документов упоминание о коммерческом обозначении содержалось всего в двух (!) статьях Гражданского кодекса. Это статья 132 ГК РФ, раскрывающая содержание предприятия как имущественного комплекса и ст. 1027 ГК РФ, предусматривающая, что в составе договора коммерческой концессии правообладатель вправе передать пользователю комплекс исключительных прав, в том числе и право использования коммерческого обозначения.

Определения же коммерческого обозначения, его правовая квалификация, объем прав и иная юридическая сторона этого явления остались без должного внимания законодателя.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой коммерческое обозначение вводилось в гражданский оборот, могло быть передано в составе предприятия, как в аренду, так и на основании купли-продажи или в рамках договора коммерческой концессии. При этом, что это собственно такое, каковы его признаки и содержание законом не раскрывалась. Так, коммерческое обозначение в качестве «фантома» объекта гражданских прав просуществовал до 2008 года. Реальная возможность его использования или защиты, само собой отсутствовала, поскольку данный объект не получил надлежащего нормативно-правового регулирования, оставив пробел в законодательстве об интеллектуальной собственности. Косвенные упоминания о данном объекте в порядке перечисления, безусловно, являлись недостаточными и не могли привести к широкому применению коммерческого обозначения и его защите в судебном порядке.

В настоящее время нормативное регулирование коммерческого обозначения производится четвертым параграфом 76-й главы Гражданского кодекса.

Следует отметить, что условием распространения правовой охраны на обозначение является такое его использование юридическими лицами (в том числе и некоммерческими, которым право на осуществление коммерческой деятельности предоставлено в соответствии с законом учредительными документами) или индивидуальными предпринимателями, при котором обозначение приобрело достаточные различительные признаки и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Таким образом, какой–либо регистрации коммерческого обозначения закон не предусматривает, а его защита ограничена территорией, на которой правообладатель осуществляет деятельность, приведшую к узнаваемости коммерческого обозначение. Причем для индивидуализации одного предприятия не могут использоваться два и более коммерческих обозначений.

Как видно, возникновение исключительного права на коммерческое обозначение законом ставится в зависимость от его использования правообладателем. Именно использование является юридическим фактом порождающим право на коммерческое обозначение.

Данный вывод подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» пунктом 64 которого разъяснено: «право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия».

Способы использования коммерческого обозначения законом не ограничены. Для примера законодатель приводит следующие: указание на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Учитывая правило «временного приоритета», закрепленное законодательно (п.2 ст.1539, п.6 ст. 1252 ГК РФ) преимущество перед иными средствами индивидуализации (товарный знак, знак обслуживание, фирменное наименование) имеет обозначение, исключительное право на которое возникло ранее.

Следовательно, одним из предметов доказывания в суде при защите коммерческого обозначение является установление момента начала его использования. Поскольку ни специальной, ни условной регистрации коммерческого обозначения закон не предусматривает, относимыми и допустимыми доказательствами, применительно к процессуальному законодательству являются любые сведения подтверждающие использование обозначения в коммерческой деятельности.

Однако, как отмечалось выше, не редки ситуации, когда использование обозначения началось задолго до принятия четвертой части Гражданского кодекса. При этом у правообладателя, совершенно на законных основаниях, могли не сохраниться документальные подтверждения начала предпринимательской деятельности по причине окончания срока хранения первичных и налоговых документов, либо по иным уважительным основаниям. Находясь в подобной ситуации, коммерческое обозначение не может быть защищено, если иные доказательства более раннего приоритета отсутствуют. Более того, ему самому может быть выставлено требование о прекращении использования спорного обозначения.

Очевидно, что, начиная свое дело задолго до 2008 года, мало кто заботился о достаточности доказательственной базы приоритета своего коммерческого обозначения, поэтому в настоящее время существует проблема доказывания приоритетного права использования обозначения.

Вместе с тем в руках сторон процесса оказываются любые способы доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством, с помощью которых правообладатель может защитить свои права.

Судебная практика, условно, но всё же позволяет сделать ряд выводов относительно подтверждения «временного приоритета» при защите коммерческого обозначения.

Так, Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 91.01.2010 г. по делу № А28-13312/2009-393/35 в мотивировочной части указал, что копии печатных изданий (реклама) за 2007-2009 год свидетельствуют о том, что коммерческое обозначение используется с 2007 года.

Доказательствами использования коммерческого обозначения могут служить прайс-листы, деловая переписка, договоры (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2009 по делу №А39-2867/2008-90/21), свидетельства торгово-промышленных палат и реестров объектов торговли муниципальных образований (Постановление ФАС Центрального округа от 06.03.2009 по делу №А62-1171/2008).

Вместе с тем, конструкции норм о коммерческом обозначении грешат некоторой неопределенностью, в частности привязка возникновения права на обозначение к неоднозначному термину использование не может быть признана удачной.

Решить проблему защиты коммерческого обозначения может упорядочение и приведение к единообразию судебной практики по данному вопросу. В настоящее время, четырех статей Гражданского кодекса и совместное постановление ВС РФ №5 и ВАС РФ №29 от 26.03.2009 явно не достаточно для того чтобы полноценно использовать потенциал коммерческого обозначения как объекта интеллектуальных прав, поставив его в один ряд с товарным знаком и иными средствами индивидуализации.

Под западным словом «бренд» принято понимать именно товарный знак или знак обслуживания. Однако при должном правовом регулировании и правоприменении коммерческое обозначение может стать «территориальным (локальным) брендом», если его правовая защита и охрана будет предсказуема.

Федорова Анастасия Ивановна,
юрист компании "Экспресс регистрация".

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций