8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Варианты защиты товарного знака от киберсквоттинга

14.04.2014

По словам одного из создателей, пожалуй, самой известной в мире операционной системы, отсутствие информации о вас в интернете, равно отсутствию вас в бизнесе. Мы все стремимся сохранить и приумножить свои материальные активы, но товарный знак – это все же нематериальный актив, исключительное право пользования которым, принадлежит его правообладателю. Сегодня все больше вновь создаваемых компаний начинают свою деятельность именно с разработки собственного фирменного стиля, собственного коммерческого обозначения и собственного логотипа. При этом площадкой для такой индивидуализации все чаще выступает Интернет. Такое стремление обозначить себя и свою деятельность вполне понятно, любая добросовестная фирма стремится быть индивидуальной, выглядеть ни на кого не похожей в том или ином сегменте рынка. Исключительность компании в глазах потребителя воплощается с помощью уникальности производимых ею товаров и/или оказываемых ею услуг, такой подход повышает их стоимость в глазах покупателя, а также создает положительный имидж для бренда компании.

На сегодняшний день именно Интернет выступает наиболее универсальной и наиболее беспристрастной площадкой для продвижения и реализации огромного перечня товаров и/или услуг. В интернете продают практически все, от продуктов питания и косметики до логистических и юридических услуг. Очевидно, что в конечном итоге от того насколько раскручен тот или иной сайт и насколько он узнаваем для потенциального потребителя, зависит количество клиентов компании, а соответственно и ее прибыль. Схожие доменные имена могут сыграть на руку недобросовестным конкурентам, намеренно вводящим потребителя в заблуждение, ведь большинство компаний регистрируют доменное имя тождественное своему товарному знаку (знаку обслуживания).

В такой ситуации все чаще встречаются случаи злоупотребления правом со стороны различных субъектов предпринимательства. Если в магазине каждый товар обязательно имеет этикетку, то в интернете, каждый сайт обязательно подключен к индивидуальному доменному имени. Доменное имя выступает, как узнаваемая этикетка товаров (услуг), при первичном их поиске через поисковые системы. И если доменное имя и Ваш товарный знак идентичны, то этим всегда могут воспользоваться не чистые на руку конкуренты или просто желающие заработать на Вашей популярности – киберсквоттеры.

Киберсквоттер – это лицо, которое намеренно регистрирует доменное имя, содержащее торговую марку любого третьего лица, с целью последующей перепродажи такого домена или его недобросовестного использования. Если Ваш товарный знак имеет достаточную известность, а Ваш сайт ежедневно бьет рекорды посещаемости, то будьте уверены, этим не преминут воспользоваться Ваши конкуренты или киберсквоттеры. Благо с постоянным увеличением числа доменов верхнего уровня, зарегистрировать и открыть похожий сайт становится все проще. По оценкам специалистов в ближайшее время в сети появится порядка 1400 новых доменов верхнего уровня, а ведь вариации регистрации схожего доменного имени встречаются и в одной доменной зоне.

В данной связи правообладатели товарных знаков по всему миру могут столкнуться с вынужденным увеличением нежелательных расходов на защиту своих исключительных прав. Регистрация доменного имени в той или иной доменной зоне доступна практически любому пользователю сети Интернет. В данной связи доменные споры зачастую приобретают транснациональный характер. По данным Центра Всемирной организации интеллектуальной собственности по арбитражу и посредничеству (Центр ВОИС) количество споров правообладателей товарных знаков и собственников доменных имен в текущем году побило очередной рекорд, не смотря на прошлогодний спад и относительную стабильность ситуации.

Так по данным Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству в 2013г. заявителями из 109 стран в рамках Единой политики урегулирования споров в области доменных имен (ЕПУС) было подано 2 585 исковых заявления по фактам киберсквоттинга и нарушения исключительных прав на товарные знаки. Данная цифра, однако, меньше на 10,4 % в сравнении с рекордом 2012г., но уже в текущем году количество доменных споров, рассматриваемых ВОИС, увеличилось на 22% по сравнению с 2012г. и составило 6 191. Такая неутешительная статистика позволяет говорить о повышении уровня киберсквоттинга, при каждом расширении доменных зон и появлении новых доменных имен верхнего уровня.

Так в чем же сложность доменных споров и как киберсквоттеры на них зарабатывают? Казалось бы, правообладателю товарного знака (знака обслуживания) принадлежит исключительное право его использования любым не противоречащим закону способом, в том числе на вывесках, этикетках, упаковках товаров, в сети Интернет и т.п. Но нужно помнить, что товарный знак (знак обслуживания) призван индивидуализировать, как правило, определенный товар или услугу (группы товаров или услуг). Согласно ныне действующей редакции Международной классификации товаров и услуг (МКТУ 10), все товары и услуги разделены на 45 классов в соответствии с их родовыми признаками. Товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный в отношении необработанных или частично обработанных обычных металлов или простых изделий из них, формально не подлежит правовой охране в отношении услуг по реализации таких товаров. В данном случае законом охраняется лишь право использования зарегистрированного обозначения на этикетках и упаковках товаров, для средств их индивидуализации. Как показывает многочисленная практика, наработанная таможенными органами, товары, маркированные зарегистрированными товарными знаками, не являющиеся оригинальными (подлинными), признаются контрафактными и подлежат уничтожению в соответствии с действующим законодательством РФ.

Проблема со сторонними Интернет-ресурсами и киберсквоттерами, как раз и заключается в том, что доменное имя может быть тождественно зарегистрированному товарному знаку (полностью его воспроизводить), а товары и/или услуги, представленные на данном сайте, могут никак не нарушать исключительных прав правообладателя товарного знака, хотя формально и быть однородными, иметь одинаковые потребительские свойства, круг потребителей и т.п. В таком случае с одной стороны правообладатель товарного знака не может в полном объеме реализовать предоставленное ему право, поскольку он не может разместить в преимущественной доменной зоне сети Интернет сайт с доменным именем, тождественным его товарному знаку. А с другой стороны у правообладателя отсутствуют абсолютные основания для принудительного прекращения деятельности такого сайта с целью последующей покупки (перерегистрации) тождественного доменного имени.

В такой ситуации правообладателю товарного знака придется доказать, что интернет-сайт, принадлежащий третьему лицу, действительно вводит потребителей в заблуждение, способен вызвать смешение продуктов или предприятий конкурентов, наносит вред деловой репутации правообладателя товарного знака, а его регистрация является актом недобросовестной конкуренции, направленным исключительно на получение преимуществ за счет использования широко известного бренда. Если товарный знак только зарегистрирован, вряд ли он обладает широкой известностью на территории страны ведомства происхождения. Тем не менее, расходы правообладателя в рамках подобного разбирательства могут в десятки раз превысить первоначальную стоимость регистрации доменного имени. Именно поэтому киберсквоттинг имеет достаточную популярность в западных странах. Зачастую средним компаниям просто не выгодно судиться с каждым потенциальным нарушителем их исключительных прав. Проще и дешевле выкупить доменное имя за меньшие деньги.

Однако общемировая приоритетная процедура регистрации доменных имен все же существует и действенным рычагом борьбы правообладателей товарных знаков с киберсквоттерами призван стать международный Депозитарий товарных знаков ICANN (Международный Депозитарий). Международный Депозитарий представляет собой единую глобальную базу данных средств индивидуализации, созданную по заказу корпорации ICANN. В Депозитарий вносятся сведения о правообладателях товарных знаков, о виде зарегистрированного обозначения, о дате регистрации, о классах МКТУ, в отношении которых охраняется обозначение и др. необходимые сведения.

Правообладатель, чей товарный знак внесен в Депозитарий, автоматически получает право участвовать в приоритетной регистрации доменного имени в любой новой доменной зоне. Такое приоритетное право действует в течение 30 дней с момента начала регистрации. После его исчерпания в течение еще 60 дней правообладатель уведомляется агентом регистрирующего центра о фактах подачи заявок третьих лиц на регистрацию доменного имени, тождественного его товарному знаку. В рамках указанного срока правообладатель товарного знака, внесенного в Депозитарий, сможет аннулировать такую регистрацию и выкупить домен. В любом случае Депозитарий товарных знаков ICANN также не предоставляет 100% защиты от возможных атак киберсквоттеров. Хозяйствующим субъектам всегда нужно очень внимательно подходить к вопросам защиты своих исключительных прав и заранее определять приоритетные направления своей деятельности и возможные рынки сбыта.


Филиппов Константин Александрович

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций