8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Правовой статус общеизвестного товарного знака

01.08.2012

Согласно Гражданскому кодексу общеизвестным признается товарный знак, который в результате интенсивного использования, стал широко известен в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя (ст. 1508). Общеизвестный товарный знак – один из видов товарных знаков, отличающийся от «классического» товарного знака способом получения статуса, некоторыми аспектами правовой охраны, а также бессрочным периодом действия. 

На сегодняшний день в Реестре общеизвестных товарных знаков Роспатента содержится 114 обозначений. Примером могут служить «Известия», «Майский», «КАМАЗ», «Человек и Закон», «1С», «Adidas», «BORK» и др. Общеизвестный товарный знак является своего рода показателем высокого статуса своего владельца, так как правообладателями таких знаков главным образом являются крупные заводы, издательские дома и т.п. - лидеры в своей отрасли.

Как приобрести статус общеизвестного товарного знака? 

Статус «общеизвестных» товарные знаки приобретают после прохождения соответствующей процедуры – получения Свидетельства Роспатента на общеизвестный товарный знак. Этому предшествует подача заявления в Палату по патентным спорам и ее рассмотрение Коллегией Палаты по патентным спорам. Порядок проведения данной процедуры изложен в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38. Данная процедура не проста - исходя из сведений Годового отчета Роспатента около 40 % заявок на признание товарного знака общеизвестным остаются без удовлетворения.

Важнейшим этапом получения статуса «общеизвестного» для обозначения является предоставление доказательной базы:

  1. сведения, подтверждающие интенсивное использование обозначения в отношении товаров или услуг заявителя;
  2. подтверждение широкой известности торговой марки среди потребителей конкретных товаров/услуг.

Размер государственной пошлины, взимаемой Роспатентом за рассмотрение заявки и  принятия решения по ее результатам о предоставлении правовой охраны общеизвестному товарному знаку, составляет 30000 руб. Время рассмотрения заявки – от 3-х мес.

Интересно, что приоритет на общеизвестный товарный знак может быть установлен ранее даты выдачи Свидетельства. Заявитель имеет право указать ту дату, которую он считает нужной и предоставить необходимые подтверждения общеизвестности товарного знака.

Общеизвестными могут быть признаны как уже зарегистрированные товарные знаки, так и обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющих правовой охраны на территории России.

Общеизвестные товарные знаки в силу своей популярности наиболее подвержены незаконному использованию, поэтому их правовая охрана является весьма актуальной, востребованной задачей.

Какие законодательные акты регулируют общеизвестные товарные знаки? 

Защита общеизвестных товарных знаков в России основывается на нормах национальных законодательных актов (Гражданский кодекс, часть 4; нормативные документы Роспатента), а также положениях международных договоров (Конвенция по охране промышленной собственности (ст.6 bis), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - TRIPS).

В отношении общеизвестного товарного знака предусмотрены те же виды защиты, что и для товарных знаков в целом: правообладатель получает исключительное право на свое обозначение. В результате собственник общеизвестного товарного знака оказывается защищенным от использования третьими лицами товарных знаков, тождественных или сходных до степени смешения. Кроме того, правообладатель может передавать право пользования общеизвестным товарным знаком третьим лицам посредством заключения лицензионного договора.

Помимо этого, общеизвестный товарный знак имеет расширенное действие - распространяется также и на товары, не указанные в Свидетельстве. Это правило действует в том случае, когда использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и как следствие нарушает интересы законного обладателя (п.3 ст.1508 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного видно, что правовой статус общеизвестного товарного знака более привилегированный, чем статус «обычного» товарного знака. 

Зарипова Екатерина Фаилевна

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций