8 800 2000 825
Звонки по России бесплатны
order@e-registr.ru

Зарегистрировать запах, как товарный знак

17.01.2014

На сегодняшний день товарные знаки (знаки обслуживания) встречаются повсеместно. Из окружающего мира люди ежедневно получают огромное количество информации, словесные, изобразительные или звуковые товарные знаки (знаки обслуживания) есть почти в каждой рекламе (рекламные щиты, печатные или аудиовизуальные СМИ и т.п.). Главная задача любого товарного знака заключается в том, чтобы конечный потребитель мог отличать товары и (или) услуги одного производителя от товаров и (или) услуг другого производителя. Для этого товарный знак должен обладать необходимой различительной способностью.

Если к органолептическому воздействию словесных или изобразительных товарных знаков на органы слуха или органы зрительной системы все уже давно привыкли, то специализированное воздействие на органы обоняния может дать желаемый результат и предоставить некое преимущество в конкурентной борьбе за потенциальных клиентов.

Так, одна из крупных сетевых фармацевтических компаний, работающая в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других российских регионов, решилась зарегистрировать обонятельный товарный знак для своих аптек. Выбранными запахами для получения правовой охраны явились: запах липы, сосны, мелиссы и мяты. Заявитель, перед подачей соответствующих заявок в Роспатент, провел специализированный социологический опрос на предмет того, какой аромат наиболее подходит для помещения аптеки. Наряду с отобранными ароматами, большинство опрошенных посетителей сразу забраковали навязчивые запахи сандала, жасмина, малины и клубники. Теперь во всех аптеках указанной сети планируется установить специализированное оборудование, для распыления в воздухе душистой эссенции. Реальную проверку на покупателях такой вид аромамаркетинга пройдет уже в середине текущего года.

Не смотря на то, что действующее законодательство, регулирующее вопросы регистрации, охраны и защиты товарных знаков, прямо не предусматривает такой вид товарного знака, как обонятельный знак, запрета на его регистрацию также нет.

Однако не все так просто, как кажется. Согласно правилам составления заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания), заявленное на регистрацию обозначение должно иметь графическое исполнение, позволяющее его репродуцировать в неограниченном количестве копий. Данное требование легко соблюсти при регистрации словесных и (или) изобразительных товарных знаков, даже при регистрации звукового товарного знака (предоставив носитель информации с его записью), но достаточно проблематично, при регистрации запаха. Поскольку на сегодняшний день не существует специализированных требований для регистрации обонятельных товарных знаков, то исходя из общемировой практики, на регистрацию подается словесное описание запаха. Может ли оно служить достаточным для регистрации эквивалентом оригинального «обонятельного» обозначения? Законодатель пока не ответил на этот вопрос. С другой стороны, если заявлять запахи не в такой форме, то тогда в какой, в виде технического описания состава заявленной эссенции и (или) ее химических свойств (элементов)?

Не совсем понятной в данном случае видится и процедура анализа товарного знака на уникальность, поскольку ни требований к регистрации (оценка охраноспособности обонятельного обозначения) ни реестра зарегистрированных обонятельных товарных знаков на сегодняшний день еще нет. Возможно, данные требования могут появиться с созданием в этом году новой Федеральной службы по интеллектуальным правам. Вопросы экспертизы обонятельных обозначений и (или) рассмотрения споров и возражений в отношении схожих до степени смешения запахов, также пока остаются без ответа. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем на заседании Палаты по патентным спорам ФИПС можно будет не только услышать доводы оппонента, но и ощутить их обонятельными рецепторами и представить свои.

Филиппов Константин Александрович

подписаться на рассылку
Архив новостей
Архив публикаций