В современных условиях развития экономических отношений на одно из первых мест в бизнес-взаимодействии предприятий выступает использование бухгалтерской (финансовой) отчетности различных экономических субъектов. Это возможность заключения гражданско-правового договора с потенциальным контрагентом, поиск выгодного объекта для инвестиций, оценка надежности компании для реализации совместных проектов и т.д.
Анализ работы предприятия в любом случае должен начинаться с изучения бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Это необходимо пользователям отчетности для принятия экономических решений.
Однако, как свидетельствует не только российская, но и международная практика, именно достоверность отчетности порой вызывает серьезные сомнения. Причем причины, побуждающие руководителей экономических субъектов фальсифицировать или вуалировать бухгалтерскую отчетность, могут быть самыми разными. Все это приводит к тому, что заинтересованным лицам предоставляется недостоверная информация, на основе которой могут быть приняты ошибочные экономические решения. И если государственные органы имеют возможность потребовать от экономического субъекта дополнительные документы или получить разъяснения от руководства организации по вызывающим сомнение вопросам, то прочие пользователи бухгалтерской отчетности такой возможности лишены. Как раз в интересах этих пользователей и действуют аудиторы - независимые специалисты, выносящие свое суждение о достоверности отчетности.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, которое отражается в официальном документе, предназначенном для пользователей финансовой отчетности, именуемом аудиторским заключением.
Аудит может быть обязательным и инициативным. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:
Таким образом, если интересующая пользователя организация подпадает под обязательный аудит, то следует ознакомиться не только с ее бухгалтерской отчетностью, но и с аудиторским заключением в отношении этой отчетности. И отсутствие такового у экономического субъекта пользователя должно как минимум насторожить.
Уклонение экономического субъекта от обязательного аудита может быть вызвано нежеланием руководства организации допускать независимого проверяющего к не вполне корректным бухгалтерским документам или невозможностью оплатить аудиторские услуги по причине сложного финансового положения. И в том, и в другом случае сотрудничество с таким экономическим субъектом представляется нецелесообразным.©
Губайдуллина Альбина Рамилевна
Новости по теме:
Статьи по теме: