Налог на имущество: изменения и последствия

С 2015 года введены изменения в систему расчета налога на недвижимость

Русский [изменить]
02.02.2015

Налог на имущество: изменения и последствия

На сегодняшний день определение налоговой базы и уплата налога в отношении отдельных объектов недвижимости с кадастровой стоимости имущества - свершившийся факт.

Согласно налоговому законодательству Республики Татарстан расчет налога на недвижимое имущество исходя из кадастровой стоимости коснется с 1 января 2015 г. лишь торговых объектов общей площадью свыше 3 000 кв.м, расположенных в городах, где численность населения превышает 145 тысяч человек. Закон затронет четыре города Татарстана: Казань, Набережные Челны, Альметьевск и Нижнекамск. Торговые центры площадью менее 3 000 кв.м будут платить налог на имущество организаций как раньше - исходя из остаточной стоимости.

Несмотря на то, что изменения не коснутся производственных и офисных помещений временно, это свидетельствует о поддержке Правительством Республики Татарстан производственных предприятий и ориентации на рост внутреннего продукта Республики.

Кроме того, отмечено планомерное увеличение ставки по налогу, так в 2015 году ставка устанавливается на уровне 1,2%, в 2016 году - 1,5%, в 2017 году - 1,8%, а в 2018 и последующие годы - 2%. – что не приведет к резкому увеличению налоговой нагрузки.

Теперь рассмотрим позицию предпринимательского сообщества по данному вопросу. Несмотря на постепенное введение новой системы определения налога на недвижимое имущество в Республике, ряд предпринимателей отмечает, что налог надо вводить, прорабатывая более детально, чтобы и бизнесменам это было выгодно, удобно, легко, и они не уходили в тень от этого закона. Потому что сейчас этот закон может привести к тому, что многие торговые центры начнут уходить в тень от налогов, будут дробиться на десятки, чтобы площадь у них была меньше, чем прописано в законе.

При этом предпринимательское сообщество отмечает, что налоговая нагрузка на бизнес имеет постоянную тенденцию роста, а вот поддержка бизнеса не отличается тем же постоянством. При этом весьма проблематичным на сегодняшний день представляется не тот, факт, что правительство повышает налоговую нагрузку, ввиду того, что это ведет, в свою очередь, к пополнению бюджета, а то, что отмечается отсутствие единой системы поддержки развития предпринимательства: каждое ведомство занято своим делом (и цель налогового законодательства - пополнение бюджета, а не стимулирование бизнеса).

Существенным, на наш взгляд, является то, что дополнительная налоговая нагрузка упадет не только на собственников торговых центров, но и на малый бизнес, который арендует там площади. К тому же нагрузка эта по разным объектам может отличаться в разы. К примеру, если объект новый, то и разница между его остаточной и кадастровой стоимостью минимальна, а значит платить он будет пусть больше, но не критично. А если объект старый, построенный еще в советские годы, то не исключено что налоговая нагрузка на него вырастет в разы, а то и десятки раз.

Выдержат ли торговые центры повышение за счет собственных налогов или перенесут эту нагрузку на предпринимателей-арендаторов, а те в свою очередь на покупателей, покажет время.

Губайдуллина Альбина Рамилевна